Буддизм и буддийское искусство

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Очень важную роль в развитии традиционного японского искусства сыграл буддизм, различные формы которого в виде многочисленных сект с собственным кано­ном попадали в Японию из Кореи и Китая в течение многих столетий, начиная с V в. В основе буддийской философии лежит представление о том, что так называемый реальный мир (сан-сара) - это на самом деле продукт человеческих иллюзий и заблуж­дений, накапливающихся в результате отсутствия ясности сознания и непонимания сути вещей, что ведет к цепи многочисленных перерождений, каждое из которых представляет собой мучения и страдания. Буддийская философия также утверждает, что человек может путем правильных и осознанных усилий освободиться от этих страданий и выйти из круговорота «сансары», этой темницы заклю­ченного в плоть духа (сознания). Различные направления буддизма предлагают для достижения освобождения различные практики:

чтение мантр и священных сутр (буддийских писаний); ведения аскетического образа жизни, соблюдения многочисленных запове­дей; посещение священных мест (монастырей и храмов) и обраще­ние с молитвами к буддам и бодхисатвам; медитации, мистические и психические практики и т. д.

В ранней Японии буддийские монахи сумели снискать при императорском дворе славу могучих и опасных магов, умеющих управлять силами природы, изменять естественное течение собы­тий, ограждать человека от демонов и дурных влияний или же, наоборот, ввергать его в пучину страданий. К тому же характерной чертой буддизма является приспособляемость к местной религиоз­ной ситуации и включение местных культов в общую канву буддий­ской религиозной практики. Поэтому императорский двор (а позже - правительства сёгунов), стараясь заручиться поддержкой столь могущественных и мудрых союзников, считал своей почетной обязанностью всячески способствовать распространению буддий­ских сект разных направлений (принадлежащих к различным шко­лам махаяны - «большой колесницы» - называемой также «северным буддизмом», в отличие от хинаяны - «малой колес­ницы» - или «южного буддизма»).

В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы, принад­лежавшие различным сектам. Эти храмы сами по себе становились произведениями зодчества и центрами многих искусств - архитектуры, сад ово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиг­рафии, декоративно-прикладного искусства. Храмы и монастыри были тем местом, где человек укрывался от мирской суеты и мог бы предаваться возвышенным размышлениям и созерцанию. Со­здавать определенный психологический настрой и были призваны произведения буддийского искусства. Само место для храма выби­ралось по строгим законам геомантии: во-первых, оно должно было быть средоточием «благоприятных» сил, во-вторых - защищать город (или резиденцию императора, сёгуна или даймё - владетель­ного князя) от «неблагоприятных» потусторонних демонических воздействий. Буддийские храмы, открытые для обозрения, служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органич­но вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. Храмовый ансамбль с окружающим его садом, где весной цвели бело-розовые сакуры, летом - пышные цветы, осенью - алели клены, а зимой все было подернуто сверкающим инеем, оказывал на сознание посетителей неизгладимое впечатление, слов­но они воочию лицезрели небесную страну Сукхавати, «Чистую Землю» Будды Амиды, одного из главных персонажей буддийского культа. Классическим примером такого гармоничного храмового ансамбля может служить прекрасный храм Удзи-Бёдоин с окружа­ющим его пышным садом и озером.

В состав собственно храмового комплекса обычно входили пагоды (тоо), колокольня (сёороо), зал для проповедей (коодоо), библиотека (хранилище рукописей - кёодзоо), зал для медитаций на сутрах (хоккэдо); помещение-жилище монахов (сообоо) и трапез­ная (дзикидоо). Пагода является самым высоким сооружением на территории храма, архитектурной доминантой всего района или даже города. Пагоды возникли в древней Индии - они служили напоминанием о Будде Гаутаме Шакьямуни. Согласно древней легенде, когда Будда собирался покинуть этот мир и уйти в нирвану, его опечаленные ученики попросили оставить им какое-нибудь напоминание о нем. И Будда тогда перевернул свою чашу для собирания подаяния и сказал, что это и будет напоминанием. Древние индийские пагоды (ступы) действительно имели форму перевернутой вверх дном чаши, в фундаменте которой замуровы­вали буддийские реликвии, части тела самого Будды или его уче­ников, священные писания, драгоценности и т. д. В Китае (а впоследствии - и в Японии) буддийские пагоды трансформирова­лись в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш, постепенно уменьшающимися в размерах по направлению вверх. Через всю башню изнутри проходит ее главная опора - высокая и массивная деревянная колонна, насквозь пронизывающая все сооружение: внизу, под фундаментом, она упирается в базовый камень (он же - реликварий), а вверху образует высоко возносящийся над последней кры­шей декоративный шпиль. Со всех сторон храмовый комплекс окружает глиняная стена с величественными воротами с каждой стороны света. Главные здания храмов (кондо или хондо) были украшены настенной живописью (клеевыми или лаковыми краска­ми), живописными свитками и скульптурными фигурами, изобра­жавшими канонические образы буддийской иконографии: будды, бодхисатвы (грядущие будды) и боги-хранители буддизма, гневные и благостные, а также буддийские святые. Буддийская скульптура - деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая - служила неотъемле­мой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклоне­ния. Интерьер храма, наполненный величественными фигурами, запечатленными в позах медитативной сосредоточенности (или, наоборот, в эксцентричных боевых стойках, с яростными оскален­ными лицами) вызывал у паломников благоговейный трепет.

Первоначально (VI-VII вв.) японские скульпторы, создавая пластические образы, строго следовали китайским, корейским и, отчасти, индийским канонам. К VIII веку складывается японский стиль буддийской скульптуры, окончательно оформившийся к XI веку. Этот японский стиль буддийской скульптуры связан с именем скульптора Дзете (умер в 1057 г.), последователи которого оформи­лись в две знаменитые и конкурировавшие между собой школы - «школа Эн» (Эмпа) и «школа Ин» (Импа). Эти школы просущество­вали до конца XII в. Последний яркий представитель «школы Эн», Мьёоэн, скончался в 1199 г. Широкое распространение получила также и буддийская живопись, в центре внимания которой находи­лись канонические образы буддийского пантеона и мандолы- символические изображения буддийских мистических ценностей, медитация на которых позволяет посвященному созерцателю войти в измененное состояние сознания и достичь мистического единения с изображенным на мандале объектом буддийского культа. К объ­ектам буддийского искусства также относятся каллиграфические надписи, буддийские рукописные и ксилографические тексты.

Своими прекрасными коллекциями буддийского искусства VI- XIV вв., а также своей архитектурой известны такие храмы, как Хоорюдзи в г. Нара (основан в VII в.) - хранилище одной из лучших коллекций японского буддийского искусства; Коофукудзи (заложен в 669 г.) из того же города ныне также является хранилищем коллекции буддийской скульптуры; Тоодайдзи (г. Нара, VIII в.);

Коорюдзи (г. Киото, VII в.); Дзингодзи (г. Киото, IX в.); Киёмид-зудэра (г. Киото, VIII в.); Энрякудзи (основан в 823 г. в окрестностях г. Киото); Бёодоин (г. Удзи возле Киото, XI в.); Сандзюсангэндо (г. Киото, основан в 1164 г., известен грандиозной скульптурной группой «1001 фигура тысячерукой Каннон»). Примерно к XIV в. традиционное буддийское искусство, особенно живопись и скульптура, дали толчок для развития светского искусства, в частности, скульптурного и живописного портрета. После XIV в. буддийская пластика постепенно пришла в упадок.

Дзэн-буддизм и связанные с ним искусства - это особая тема. Дзэн-буддизм (кит. «чань») начал утверждаться в Японии во времена Камакурского сёгуната. В XIV в. Асикага Такаудзи (1305-1358), основатель сёгуната Асикага (Муромати), взял дзэн-буддизм под правительственный патронаж, придав ему официальный статус. Дзэн-буддизм по своей сути и практикам значительно отличается от других направлений японского буддизма. Согласно дзэнским представлениям сатори (состояние просветленности), достигается не через изучение буддийских текстов и не интеллектуальными усилиями, а через прямой опыт - метидацию, духовную практику и общение с духовными учителями. Дзэн-буддизм был особо близок самурайскому сословию, ибо предлагал широкий спектр психиче­ского тренинга, помогавшего самураям должным образом настроить свой дух перед смертельной схваткой. Поэтому духом дзэн проник­лись многие самурайские боевые искусства: кэндо (фехтование на мечах), яидо (искусство стремительного извлечения меча из ножен), кюдо (стрельба из лука) и т. д. Идеи дзэн также вдохновляли и сугубо мирные искусства, такие, как театр но, искусство аранжировки цветов (икебана), чайная церемония, архитектура и, особенно, монохромная живопись тушью на бумаге так называемая дзэнга («дзэнска картина», известная так же как суми-э, «картина тушью», или суйбокуга - «живопись тушью и водой»). Техника монохромной живописи восходит к китайской живописи эпохи Сун (V в.) и имеет три главных направления: сансуйга - монохромная пейзажная жи­вопись, изображавшая идеализированно гармоничные природные пейзажи, дзимбуцуга - изображение фигур людей и животных и катёга - «цветы и птицы»). Дзэнская живопись повлияла на раз­витие многих школ японской светской живописи, таких, как Каноо, Римпа, Маруяма и др.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!