Борьба Петра Великого с профессиональным нищенством

Петровские преобразования в начале XVIII века существен­но изменяют систему защиты и помощи нуждающихся. В обще­стве изменяется подход к человеку. Если средневековая концеп­ция человека строилась исходя из отрицания ценности лично­сти, приоритета ценностей коллективизма, который закреплял­ся экономическими факторами (владение собственностью на землю либо общиной, либо монастырем, либо под патронажем государственных органов), то эта концепция меняет свое содер­жание в эпоху формирования абсолютизма. Ценность человека рассматривается с позиций его трудовой стоимости. Вот поче­му при Петре Великом происходит активизация политики в от­ношении профессионального нищенства, усиливается роль го­сударства, расширяются мероприятия, направленные на секу­ляризацию монастырских земель.

Среди указов, направленных против профессионального ни­щенства, являются указы 1691, 1694, 1712, 1718 гг. Указами конца XVII в. запрещали побирать в «нищенском образе и притворном лукавстве», за что, в случае поимки, таких людей «били кнутом» и ссылали в Сибирь.

Правовые регламентации изменяются с начала XVIII века. «Препровождение» бродящих распространяется как на муж­чин, так и на женщин. Появляются органы контроля и надзо­ра в виде Монастырского приказа, который должен направлять нищих по месту приписки (Указ от 21 января 1712 г.). Нищих «ловили» и отдавали в «работу». Параллельно велась борьба и против тех, кто подавал милостыню. Петр Великий видел зло  в безразборчивой милостыне, с которым нужно бороться. Прямым следствием такого воззрения было воспреще­ние раздавать милостыню отдельным категориям нуждаю­щихся, но не заслуживающих помощи. Согласно распоряжению императора,  с лиц, которые будут замечены в подаянии милостыне, в первый раз будет взиматься штраф 5 рублей, в другой раз -10 рублей. Лицам, желающим оказать милостыню, рекомендовалось отсылать ее в богадельни. При этом воспрещалось даже, под опасением штрафа, давать пристанище профессиональ­ным нищим.

В городах создавались специальные штаты «нарочных поимщиков». Устанавливалось взыскивать штрафы с лиц, в чьем ведении на­ходились здоровые побирающиеся нищие: помещиков, вотчин­ников, как мирян, так и представителей духовенства. Опреде­лялись санкции к нищенствующим: пойманных впервые бить батогами, во второй или третий раз — отсылать мужчин на ка­торжные работы, женщин — в прядильные дома, детей — на су­конный двор и мануфактуры. Разрешалось старостам и сотским собирать нищим « на хлеб и на одежды», из тех сел и деревень, откуда они вышли, а за это, если они «ни убогие и ни престаре­лые», те могли бы свой «хлеб отработать». (Указы от 25 февра­ля и 20 июня 1718 г.).

Перед ду­ховенством ставится задача выявить те стороны милостыни, ко­торые провоцируют рост профессионального нищенства, и те, которые идут на пользу обществу: «добрый чин милостыни оп­ределить» . Определены новые направления церкви в деле обще­ственного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов, где предписано было собирать «престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...».

Однако и государство начинает осознавать свою роль и мис­сию в деле ликвидации профессионального нищенства и прове­дении профилактики этого явления, создании системы защиты и помощи нуждающимся. Так, в регламенте, или уставе Глав­ного магистрата от 16 января 1721 г. определена роль полиции в деле общественного призрения как одного из субъектов «со­циальной политики». В главе Х подчеркивалось, что «полиция призирает нищих, бедных, больных, убогих, увечных, прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по запо­ведям Божьим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках». В Регламенте указаны основные институты призрения: «смирительные дома», предназначенные для лю­дей «непотребного жития»; «прядильные дома» —для женщин «непотребного женского бытия»; «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» — для убогих и оставшихся без роди­телей детей, где бы их воспитывали и содержали; « другие домы от разных болезней бедных лечат ». Надлежало данные дома построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Дальнейшее развитие системы социальной защиты, которая включала в себя меры не только оперативного и превентивного характера, находит в инструкциях о внутренней регламентации монастырей и о магистрате.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!