Блуждающий призрак фашизма

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Казалось бы, тоталитаризм XX века закончил свое существова­ние. Поражение немецкого и итальянского фашизма во Второй мировой войне было воспринято как торжество гуманизма над злом и жестокостью. В память о пережитом, о страданиях замученных людей, в знак благодарности освободителям от фашизма по всей Европе воздвигли памятники. Такие, как ансамбль воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине, в центре которого - воин со спасенным им ребенком на руках (скульптор Е.В. Вучетич); мемо­риал жертвам фашизма в Праге (скульптор Г. Пингуссон) и др. На местах бывших концлагерей воздвигли мемориалы жертвам фашиз­ма и борцам с ним: в Бухенвальде памятник борцам сопротивления фашизму (скульптор Ф. Кремер) и галерея стелл (скульптор В. Ги-цимек); памятник генералу Д.М. Карбышеву, замученному в Маут-хаузене (скульптор В. Цигаль); памятник жертвам фашизма на острове Саарема (А. Мурдман, Р. Кульд); памятник борцам сопро­тивления в Парме (М. Мадзакрати); памятник-ансамбль жертвам фашизма в Саласпилсе (Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис). Памяти разрушенного Роттердама посвятил свой памятник скуль­птор О. Цадкин, представив разрушенный фашистами город в виде человека с разорванным телом, с воздетыми к небу руками, крича­щего от невыносимой боли... И это только частица того, что создано в одном только виде искусства.

Писатели А. Адамович и Д. Гранин написали документальную повесть «Блокадная книга» - воспоминания и свидетельства людей, переживших ленинградскую блокаду. С. Алексеевич в документаль­ных повестях «У войны не женское лицо» и «Последние свидетели» рассказала о женщинах, прошедших войну, и о детях, увезенных в концлагеря. Эти произведения еще раз показали подлинное лицо фашизма.

«Бухенвальдский набат» В. Мурадели («...слушайте, слушай­те» - гудит со всех сторон: это раздается в Бухенвальде колоколь­ный звон»), «Реквием» Р. Рождественского и огромное количество стихов, прозаических и музыкальных произведений, написанных в память о погибших и предупреждающих вновь о зверином облике фашизма.

Много позднее для нас стала очевидна и сущность существовав­шего в нашей стране общественного уклада (мыслящим людям она была известна давно). Распад СССР и образование вышедших из его состава самостоятельных государств, провозглашение в них и в России демократии должны были означать, что тоталитарное раз­витие общества в будущем полностью исключается. Действитель­ность же оказалась намного сложнее.

Возрождается неонацизм в Германии и, что кажется противо­естественным, появился фашизм в России. Страна, победившая фашистскую Германию, оказалась восприимчивой к идеологии своего поверженного врага, к идее национального превосходства, национальной исключительности.

Мифы о национальной исключительности как вирус фашист­ской идеологии получили достаточно широкое распространение. Они проглядывают в речах, в произведениях искусства, в настенных надписях, в газетных статьях. На территории России легально существует большое количество фашистских группировок (6; 3, 49-55, 89-94). В Москве открыто продается фашистская литера­тура, по улицам в фашистской форме ходят молодые люди, внуки тех, кто воевал с фашистами. Предпринимаются попытки принизить и даже исказить значение Великой Отечественной войны. Государ­ственная Дума несколько раз отклоняла и до сих пор не приняла Закон о запрещении пропаганды фашизма на территории России.

Разумеется это не случайно: фашизм всегда находит почву в условиях социального неблагополучия, общественного хаоса, рез­кого ухудшения жизненных условий основной массы населения, безработицы.

Есть для его появления и историческая почва. В России всегда жила идея сильной личности, способной сразу же решить все назревшие проблемы. Это была идея царя, хозяина, барина, которые все узнав, правильно рассудят. За такой личностью шли, ей верили, ей подражали. В этом проявлялось массовое тоталитарное сознание.

Если добавить к этому, что Россия не знала демократических форм правления, а в тоталитарном государстве существовала четкая тотальная организация всех членов общества с самого юного воз­раста, то картина станет достаточно полной.

Отказавшись от идеологического диктата в нашей стране, унич­тожив все формы организации, в стране ничего не предложили взамен. Люди, особенно молодежь, нуждающаяся в силу своих психологических особенностей в идеале, на который хочется похо­дить, оказались представленными самим себе, не имея достаточной культуры для самоидентификации.

Одни обрушившуюся на них свободу восприняли как вседоз-воленность, а ложно понятая потребность в героическом привела их в криминальные структуры. Другие ощутили свое одиночество, свою незащищенность и потянулись к силе, способной их защитить. И то, и другое используется в фашистских группировках, органи­зующих, объединяющих, сплачивающих молодежь, давая им ощу­щение слитности и силы, помогающих им стать «как все», и одновременно прививая ненависть к «другим». Этими «другими» могут быть люди другой национальности, иных взглядов, вкусов.

Это тоже имеет историческую почву: в течение столетий, осо­бенно в последние десятилетия, все невзгоды в стране, все трудности и беды объяснялись происками врагов. «Образ врага - своего рода утешение, спасение от черной бездны, в которую все рушится и нет виноватого, и некому морду набить. Образу врага можно противо­поставить образ другого врага, но на долгой дистанции это лекарство дает противопоказания»,- справедливо замечает философ, культу­ролог Г. Померанц (23; 88). Врагами были иноземцы, инородцы, позднее - буржуи, кулаки, троцкисты, вредители и особенно часто - евреи. Антисемитизм имел широкое распространение и на государственном, и на бытовом уровнях.

«Чума XX века» еще полностью не побеждена. Самым действен­ным средством борьбы с ней может быть создание нормальных условий жизни, установление такого общественного порядка, ко­торый обеспечил бы высокий жизненный уровень населения, воз­можность реализации способностей каждого человека, удовлетво­ренность своей деятельностью и достойное вознаграждение за нее. Ясное понимание того, чем грозит человечеству тоталитаризм, предостерегает против него. И выполняет эту задачу в первую очередь - искусство.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!