Бизнес-инжиниринг

1 Апр 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Рациональное формирование бизнес-системы (организационной структуры, экономики и менеджмента) компании, ее интеграция в деловой оборот, осуществление контроля над основными экономическими параметрами деятельности может быть достигнуто при использовании методов и инструментария бизнес-инжиниринга.

Под инжинирингом бизнеса понимают систему методов и приемов, используемых для создания бизнеса, удовлетворяющего целям, поставленными предпринимателями. В это понятие входит система специальной терминологии, процедуры для проектирования бизнеса, знания, позволяющие измерить степень соответствия формирующегося бизнеса установленным целям. Для функционирующего бизнеса можно рассматривать инжиниринг бизнеса, как взаимосвязанный комплекс работ по усовершенствованию бизнеса на основе реинжиниринга его бизнес-процессов.

Реинжиниринг бизнес-процессов (БПР) - метод управления бизнесом в основе которого лежит радикальное переосмысление всех аспектов бизнеса. Как новое направление в практике управления БПР охарактеризован М. Хаммером, Т. Давенпортом и М. Чампи, которые полагают, что в центре реинжиниринга бизнеса находится отказ от устаревших правил и подходов, лежащих в основе существующих деловых операций. Авторы определяют реинжиниринг как "фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность". В этом определении М. Хаммер и Дж. Чампи выделяют четыре ключевых слова: фундаментальный, радикальный, существенный, процесс.

В настоящее время большинство специалистов в области инжиниринга и реинжиниринга бизнеса пришли к выводу, что из всех слов определения понятие "процесс" является наиболее важным, так как в результате реинжиниринга управление бизнесом сводится к управлению бизнес-процессами. Вместе с тем, основная часть менеджеров в силу традиционной подготовки, ориентирована на решение функциональных задач, которое достигается выполнением ограниченного в рамках функций операций, а не на управление процессами. Переход бизнеса из одной стадии развития влечет за собой управленческую революцию "сверху", а весь путь развития бизнеса представляет собой чередование эволюционных и революционных периодов изменения его организационной формы. Каждый переход - это реакция на накопившиеся проблемы несоответствия формы организации бизнеса его содержанию.

На каждом этапе проект по реструктуризации бизнеса наполняется конкретным содержанием:

- осознание простых истин. Рыночная деятельность носит целенаправленный характер, денежные средства появляются от продажи продукции или оказания услуг, важен учет результатов деятельности;

- принимаются решения, "лежащие на поверхности". Проводится аудит и сокращение затрат, создается новый продукт, под него перестраивается производство, формируется система управленческого учета;

- на базе новых оценок проводится первичная реструктуризация бизнеса;

- экстенсивные факторы развития оказываются исчерпанными, появляется необходимость в интегрированной функциональной системе управления;

- девизионализация, внедрение стратегического маркетинга и планирования;

- переход к БПР.

БПР на сегодня завершающая фаза в реформировании и усовершенствовании организации бизнеса.

Остановимся подробнее на этапе, включающем в себя два взаимосвязанных компонента - бизнес-инжиниринг и финансовый инжиниринг.

Большинство компаний на текущем этапе развития рыночных отношений в России построено и управляются по функциям и уровням иерархии. Такое построение основывается на принципах "функциональной специализации" и базируется на специалистах, выполняющих узкоспециализированные задачи и функции.

Построенная в соответствии с принципами функциональной специализации стандартная пирамидальная организационная структура большинства компаний была хорошо приспособлена к условиям быстрорастущих рынков. Когда компании требовался рост, производился найм большего числа работников на нижний уровень структуры, после чего заполнялись кадрами вышестоящие уровни управленческой пирамиды. Данная организационная форма благоприятствовала реализации непродолжительных программ обучения работников, так как большинство производственных заданий были простыми.

В обоснование того, что в современных условиях методы ведения бизнеса и управления компанией, построенные функциональным образом, не являются эффективными, можно привести следующие причины:

- отдельные функциональные подразделения компании имеют локальное, узкое видение проблем, стоящих перед компанией в целом. Эти подразделения обычно не заинтересованы в выполнении работ, которые напрямую не входят в их функции;

- в компаниях, основанных на принципах функциональной специализации, часто существует "внутренняя разрушительная" конкуренция, конфликты между ее отдельными подразделениями, например, между службами финансов и бухгалтерии, подразделениями маркетинга, сбыта и производственными подразделениями;

- неадекватная структура коммуникаций. Своеобразным "катализатором" поиска новых способов организации и ведения бизнеса компаниями стал нефтяной кризис в США в семидесятых годах. Рост цен на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение цен. Это изменение послужило отправной точкой к началу целого комплекса правительственных акций по установлению нормативов на.эффективность использования топлива, введения налога на сверхприбыль нефтяных компаний, учреждения крупнейшего федерального проекта по преодолению энергетической зависимости от стран-экспортеров нефти, т. е. существенных .изменений факторов внешней среды.

Обосновывая неадекватность существующих принципов функциональной специализации требованиям современного бизнеса, выделим следующий комплекс причин:

+ с ростом числа операций компании процессы производства продукции становятся все более сложными и управлять такими процессами значительно сложнее. Вследствие сложной и громоздкой иерархии существуют тенденции к увеличению дистанции между менеджерами высшего звена и пользователями (клиентами) продукции компании. Клиенты и их реакции на стратегию компании превратились в набор безликих цифр, которые раздувались по мере продвижения вверх по ступеням внутрифирменной иерархии;

- продукция, выпускаемая компаниями, перестает носить "массовый характер". Массовый рынок распался на огромное количество частей, вплоть до одного клиента. В своей работе компании обязаны ориентироваться на удовлетворение интересов и ожиданий конкретных клиентов;

- исполнители, выполняющие различные работы в компании, хорошо образованы, их стремление и мотивации направлены на выполнение более сложных и ответственных задач;

- рынок продуктов и услуг приобретает глобальный, "мировой" характер. Земной шар быстро превращается в единый рынок. Конкуренция между компаниями носит не только агрессивный характер, но и становится все более разнообразной в силу широкого применения современных технологий (производственных, информационных). Информационные технологии являются не просто базовыми для развития, совершенствования и внедрения других важнейших технологий, но и способом, с помощью которого информация предлагается клиентам. Очевидно, что информация становится главенствующей составляющей продукции, поставляемой компаниями на рынок;

- в современных экономических условиях факторы внешней среды отличаются еще более сильной взаимозависимостью, сложностью, агрессивностью, изменчивостью, непредсказуемостью. В современной хозяйственной среде нет ничего постоянного или предсказуемого. Невозможно прогнозировать ни рост рынка, ни потребительский спрос, ни жизненный цикл продукта, ни степень технологический изменений, ни природу конкуренции;

- в современном мире все большее внимание уделяется экологическим аспектам бизнеса и экологическому менеджменту - процессу разработки, формализации, декларированию экологической стратегии, целей, стандартов и реализации в компании комплекса управляющих воздействий, направленных на развитие и совершенствование деятельности по предотвращению негативных влияний на окружающую среду. Применительно к современным российским условиям сущность происходящих качественных изменений в подходах к решению экологических проблем заключается в постепенном отказе от преобладания традиционных административно-командных методов управления и переходе к рыночным механизмам экологического регулирования. Инициативная экологическая деятельность компании нередко рассматривается в качестве товара, который может быть выгодно реализован наравне с основной производимой продукцией или услугами. При этом компания самостоятельно принимает решение о производстве такого рода продукции и выделении необходимых для этого ресурсов и средств. Это подтверждает вывод о тенденции к росту "индивидуализации" производимой компанией продукции и, как следствие, неадекватности существующих принципов функциональной специализации компании требованиям современного бизнеса. Вместе с тем, заметим, что решение проблем экологической и промышленной безопасности - чрезвычайно дорогостоящее дело, не дающее быстрой, непосредственной прибыли. Но руководителям предприятий приходится вкладывать значительные средства для снижения техногенной нагрузки на окружающую среду, как от самого предприятия, так и вырабатываемой продукции.

Вывод: в целях эффективного решения существующих проблем, выживания в постоянно меняющемся и усложняющемся мире, компании, ориентирующиеся на функциональную специализацию, призваны:

- преобразовывать свой бизнес;

- разрабатывать принципиально новые подходы, принципы, способы, методы, методики, инструментарий управления и организации бизнеса, позволяющие менеджерам корректнее планировать, организовывать, осуществлять мотивацию, контролировать внутреннюю среду компании, производить изменения и усовершенствования внутренней среды в ответ на изменения внешней среды.

Эти проблемы могут быть решены на основе нового метода, именуемого бизнес-инжиниринг.

Инновационный характер этого метода предопределяется в соблюдении следующих концептуальных положений:

- формулирование способов создания и управления обновленным бизнесом в соответствии с инженерными принципами: проектирование, конструирование, постоянное согласование и анализ сконструированных моделей бизнес-системы компании, внедрение адекватных бизнес-моделей в бизнес-систему компании, анализ результатов взаимодействия и изменений этих моделей в рамках систем "внешняя среда - бизнес компании";

- детальное и формализованное представление процессов, систем и инструментов управления бизнесом, функций подсистем, субподсистем, ключевых элементов бизнес-системы, работ, выполняемых для исполнения этих функций, на различных уровнях иерархии бизнеса компании;

- отражение результатов формализации бизнеса в стандартные взаимосвязанные учетные регистры (блоки);

- повышение результативности действий менеджмента от этапа к этапу. При этом конечные (выходные) итоги предыдущего этапа становятся входными для следующего этапа.

Отсюда, бизнес-систему компании можно рассматривать, как систему, которая может быть спроектирована, сконструирована и при необходимости перманентно усовершенствована в соответствии с инженерными принципами, основанными на рационально организованных процессах.

Практическое внедрение методов и инструментария бизнес-инжиниринга для конструирования бизнес-системы компании стало реальным благодаря появлению стандартных представлений тех звеньев управления, которые не поддаются количественным измерениям (организационно-функциональные структуры бизнеса). Дальнейшее развитие компьютерных технологий. Интернет-технологий, накопление огромных массивов информации в корпоративных информационных системах, позволило детально охарактеризовать логику взаимосвязей подсистем, субподсистем, элементов бизнес-системы компании и уровней управления ими. Использование этого обеспечило прорыв, новое качество оптимизации принятия управленческих решений.

Мировая история развития бизнес-инжиниринга насчитывает примерно двадцать лет. Разработки в этой области велись параллельно как за рубежом, так и в бывшем Советском Союзе.

Представляет интерес подход к проведению бизнес-инжиниринга, предложенный Г. Каляновым, заключаемый в построении двух типов моделей.

Первый тип - модель деятельности - "снимок" положения дел в компании (организационная структура, взаимодействия подразделений, используемые технологии, автоматизированные и неавтоматизированные бизнес-процессы) на момент обследования, что позволяет оценить, что делает и как функционирует компания с точки зрения системного анализа, а также выявить ошибки и узкие места и на этой основе сформулировать предложения по улучшению ситуации.

Второй тип - модель автоматизации, формируемая на основе предложений менеджеров, сотрудников организации, экспертов и системных аналитиков. Она позволяет сформировать новую (автоматизированную) систему представления о том, что создаваемая в перспективе компания будет делать и каким образом она станет функционировать.

Для целей бизнес-инжиниринга могут быть использованы также основные концептуальные положения методологии реинжиниринга бизнеса, предложенной Е. Г. Ойхманом и Э. В. Поповым1. При разработке модели бизнеса в ходе прямого и обратного реинжиниринга целесообразно, по мнению авторов, создать две модели компании: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя модель или "П-модель" (прецедент-модель) служит для характеристики взаимосвязей компания и внешнего для нее мира. Эта модель представляет процессы, удовлетворяющие интересы клиентов вне компании. Рекомендуется описывать внешнюю модель компании и ее внешнее окружение в терминах прецедентов: "Модель, основанная на прецедентах, показывает компанию как систему, ее заказчиков - как пользователей этой системой, а ее процессы - как различные прецеденты пользования системы клиентами. П-модель описывает бизнес так, как он виден извне, т. е. как он воспринимается теми, кто хочет его использовать". Особое внимание уделяется описанию связи между каждым процессом и окружающей средой.

Внутренняя модель или О-модель (объект модель) служит для описания построения бизнес-процессов, исходя из рабочих задач и ресурсов, которые при этом используются. Эта модель использует объекты, соответствующие рабочим задачам, и объекты, соответствующие предметам бизнеса, например, продукция. Внешняя и внутренняя модели являются динамическими моделями, и поэтому при моделировании деятельности компании следует применять развитые информационные системы поддержки функционирования процессов, позволяющие учитывать динамику.

Если обобщить точки зрения зарубежных и отечественных ученых, специалистов, занимающихся исследованиями в области инжиниринга бизнеса, можно определить бизнес-инжиниринг как совокупность методов и средств, предназначенных для конструирования бизнес-системы компании, разработки множества репрезентативных моделей, служащих основой бизнес-системы, их сопоставления и анализа на основе собранного массива данных и информации, выбора оптимального варианта из имеющихся альтернатив, осуществление управляющих воздействий, направленных на внедрение выбранного варианта в бизнес-систему компании.

Целью использования бизнес-инжиниринга в компании является реформирование и усовершенствование существующего бизнеса; результат - оперативное реагирование бизнес-системы компании на изменения факторов внешней среды, существенное улучшение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности компании.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!