Биржа труда и ее роль в регулировании экономических отношений

24 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

 Введение 3

Глава I. Биржи труда как средство регулирования рынка труда 6

1.1. Безработица: понятие, сущность, типы и влияние на социально-экономическое развитие 6

1.2. Создание и функционирование бирж труда (служб занятости) 14

Глава II. Роль служб занятости населения в развитии экономики 24

2.1. Государственная политика занятости и биржи труда 24

2.2. Анализ результативности программ занятости, реализуемых

биржами труда 31

Заключение 42

Список литературы 44

Введение

Неуправляемая структурная перестройка экономики, спад производства, финансовые кризисы привели к тому, что сегодня мы можем заявить - страна вступает в полосу массовой безработицы. Безработица особенно наглядно демонстрирует свой массовый характер прежде всего в легкой промышленности, машиностроении, металлообработке, военно-промышленном комплексе и других отраслях экономики. Например, за последние годы легкая и текстильная промышленность потеряла 600 тыс. работников, или 40% от общей численности, и перспектива здесь не внушает оптимизма: четыре предприятия из пяти здесь являются потенциальными банкротами, а если взять некоторые традиционные текстильные регионы, то в них на одно вакантное рабочее место приходится 180 безработных. Многие регионы сегодня реально ощущают давление массовой безработицы. Так, уровень безработицы (по методике МОТ) в Ингушетии составляет 33%, Северной Осетии - 30, Дагестане - 27, Туве - 18,5, Ивановской обл. - 17, Калмыкии - 15, Пензенской обл. - 14,5, Мурманской обл. - 14, Астраханской обл. - 13% (20, с. 7).

В связи с вышесказанным, забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Одним из действенных средств регулирования рынка труда, обеспечения занятости населения, являются службы занятости населения (биржи труда). В настоящее время структура данных служб постоянно развивается и совершенствуется, однако эффективность, по оценке многих специалистов, все еще остается на достаточно низком уровне.

Актуальность исследования, таким образом, определяется осознанием важности изучения организационной стороны функционирования служб занятости населения в Российской Федерации, а также практически полным невниманием современных экономистов к данной проблеме: как теоретиков, так и практиков.

Подобное положение совершенно недопустимо, поскольку четкое определение функций служб занятости и их места в обеспечении государственной политики занятости населения, позволит более эффективно решать многие проблемы, возникающие на рынке труда в РФ. Таким образом, возникает настоятельная потребность в изучении организационной и содержательной сторон деятельности бирж труда.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность определили выбор нами темы исследования: «Биржа труда и ее роль в регулировании экономических отношений».

Объект исследования – рыночные процессы в Российской Федерации.

Предметом исследования является деятельность служб занятости в РФ.

Цель исследования состоит в характеристике важнейших особенностей деятельности служб занятости в РФ и их роли в регулировании рыночных отношений.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие задачи данной работы:

• уточнить содержание понятия «безработица», выявить сущность данного явления и его влияние на социально-экономическое развитие;

• рассмотреть принципы создания и функционирования бирж труда (служб занятости);

• охарактеризовать основные направления государственной политики занятости и роль бирж труда в ее обеспечении;

• провести анализ результативности программ занятости, реализуемых биржами труда.

Структура исследования. Исходя из поставленных цели и задач, нами выбрана следующая структура работы: введение, две главы, в которых последовательно характеризуются все этапы нашего исследования, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА I. БИРЖИ ТРУДА КАК СРЕДСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

1.1. Безработица: понятие, сущность, типы и влияние на социально-экономическое развитие

Чаще всего деятельность служб занятости увязывают с безработицей. Действительно, исторический опыт учит, что в странах с рыночной системой хозяйствования практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать, что уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустим, с безработицей в 5% экономика способна существовать, но уже 7% - социально опасный уровень, которого надо избегать (26, с. 144).

Следует, правда, отметить, что и в рыночной и в нерыночной экономике обычно существуют два явления: безработица людей и «безработица» рабочих мест, то есть наряду с людьми, не имеющими работы, имеются незанятые рабочие места. Но обычно в рыночной экономике количество безработных людей намного превышает количество не соответствующих их запросам рабочих мест, тогда как в нерыночной экономике и даже в экономике переходного типа чаще наблюдается обратная картина.

Понятия «безработица» и «безработные» трактуются неоднозначно. Международная практика, опыт которой обобщен и резюмирован в документах Международной организации труда (МОТ), исходит из положения, согласно которому безработным считается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустроиться прежде всего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения официально безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способны и готовы трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.

В настоящее время различают пять видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую, сезонную, скрытую (26, с. 303).

Начнем с той формы безработицы, о которой можно вести речь фактически в любом обществе и которая во многом является необходимым следствием активных структурных перестроек экономики. Это фрикционная (или структурная) безработица. Рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные требования. Кроме того, система распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места. Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требует времени, называется фрикционной безработицей (26, с. 304).

Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд работников, производящих эти товары. Далее, поскольку различные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в другой. Экономисты называют такие изменения в структуре спроса на труд по отраслям и регионам структурными сдвигами. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, фрикционная безработица носит устойчивый характер.

В конкретных условиях переходной экономики фрикционная, структурная безработица принимает, как правило, иррациональные формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких технологий, наукоемкого производства) и требуют квалифицированной рабочей силы. В результате сегодня в России инженеры и ученые переквалифицируются в продавцов и грузчиков.

Второй классической формой безработицы является циклическая безработица. Традиционно она связана с фазой спада в воспроизводственном цикле, в условиях которого существенно возрастает объем безработицы.

Однако циклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно было ожидать.

Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста прежде всего за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике. Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной, нежели циклической.

Итак, застойная безработица - это третья форма, наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.

Завершая характеристику форм безработицы, хотелось бы подчеркнуть, что для России, находящейся в состоянии перехода от прошлой жизни в условиях «реального социализма» к некоему (пока еще непонятно к какому именно) новому качеству, становится реальностью действие так называемого «всеобщего закона капиталистического накопления», в свое время сформулированного К.Марксом применительно к буржуазному обществу классического периода - периода середины XIX века. Тогда, по словам Маркса, нарастание безработицы, абсолютного и относительного обнищания масс на одном полюсе; нарастание богатства, концентрация и централизация капитала - на другом, было законом воспроизводства буржуазного общества.

Рассмотрим социально-экономические последствия безработицы на примере Российской Федерации.

Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы. И угроза эта в более или менее значительной степени реализуется. Сегодня (а точнее, наверное, еще вчера) для России приобрели исключительную актуальность меры по возможному предотвращению обвального размаха безработицы и смягчению ее социальных последствий (7, с. 6).

Однако, прежде всего, следует сказать о характере кризиса, порождающего безработицу в российских условиях. Это не циклический кризис, известный из экономики состоявшегося капитализма и как бы «сам по себе» выводящий ее по истечении некоторого времени к фазе подъема, в которой существует только фрикционная и ограниченная структурная безработица. В России массовая безработица порождается трансформационным экономическим кризисом. Он отражает глубокие противоречия условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный характер.

Отсюда следует, что выход из этого кризиса может быть лишь следствием глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве. Однако по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие государства.

Особенно опасно, когда безработица охватывает города и поселки, где рабочие места сосредоточены на одном-двух предприятиях. На них остановлено производство, здесь люди не работают многие месяцы. Предпринятые Правительством Российской Федерации искусственные методы сдерживания роста безработицы, такой, например, как ограничение роста средств, направляемых на оплату труда, не дали положительных результатов в сфере занятости. Угроза безработицы стала основным фактором, морально угнетающим работников. Она вынуждает их соглашаться с недопустимо низкой оплатой труда, мириться с фактами беззакония: длительными задержками выплаты заработной платы, отпусками без содержания. Массовая незанятость влечет за собой застойную безработицу, которая расширяет свою сферу. У нас 25% безработных из общей их численности не могут найти работу 8 и более месяцев, а каждый десятый - более года. Все это говорит за то, что в стране налицо массовая безработица (7. с. 7-8).

Правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда утвердила рекомендации по механизму действий органов исполнительной власти различных уровней в территориях с критической ситуацией на рынке труда, паспорт региона с напряженной ситуацией на рынке труда и др. В соответствии с этими методическими материалами органы исполнительной власти разрабатывают целевые действия по принятию срочных социально-экономических мер в случае ухудшения ситуации на рынке труда, характеризующейся массовыми остановками и закрытием предприятий, динамичным высвобождением работников с действующих предприятий, отсутствием свободных мест и вакансий. Мероприятия включают в себя работы по экономическому развитию территорий, привлечению инвестиций и финансовой помощи из бюджетных источников и внебюджетных фондов. При этом конкретные задачи сбить резкий взлет безработицы ставятся перед органами службы занятости, к работе подключаются дополнительные учебные заведения, чтобы переучивать подлежащих высвобождению граждан под новые требования рынка труда. Особое внимание уделяется предприятиям, к которым применяются процедуры банкротства. Ведь именно здесь имеется наибольшая угроза массовых увольнений. Органы по труду совместно с работодателями и профсоюзами проводят мероприятия по стабилизации социально-трудовых отношений на предприятиях, организуют работу по дополнительной социальной защищенности граждан.

Правительство Российской Федерации очень пассивно реагирует на ситуацию, складывающуюся на рынке труда. Большие потери несут крупные и средние предприятия, где сокращено около 15 млн. рабочих мест. В ближайшее время к ним прибавятся еще, так как в промышленности имеется более 40% убыточных предприятий и широкомасштабных банкротов не избежать. Во многих отраслях занятость снижается из-за экспансии зарубежных производителей. В то же время не видно каких-либо практических мер Правительства Российской Федерации, которые могли бы снизить уровень безработицы. С каждым годом падает и без того слабая инвестиционная активность, а деньги инвесторов, вырученные на аукционах, направляются на то, чтобы заткнуть очередную дыру в бюджете (14, с. 31).

Не заботясь о расширении сферы занятости, Правительство в то же время ослабляет помощь тем, кто потерял работу: снизилось количество безработных, направляемых на профессиональную переподготовку и общественные работы. Падает уровень гарантий для этой категории граждан. Кроме этого, на рост задолженности по выплатам пособий влияет отсутствие законодательной базы по механизму перераспределения средств Государственного фонда занятости населения, что позволяет ряду территорий не перечислять деньги в федеральную часть фонда. Его формирование же предполагает децентрализацию поступлений средств: 80% страховых взносов остаются в регионах, а 20% должны быть перечислены в федеральную часть фонда. Именно из этих средств осуществляются дотации в неплатежеспособные регионы. В прошлом году количество территорий, не производящих отчислений в Государственный фонд, возросло с 14 до 41. Частично перечислили средства только те регионы, ситуация на рынке труда которых не была критической. В то время как отчисления в фонд занятости снижаются, армия безработных и граждан с неполной занятостью продолжает интенсивно расти.

В связи с ростом численности высвобождаемых граждан и безработных, массовыми обращениями их в службы занятости все большие масштабы приобретают конфликтные ситуации в сфере занятости. Наиболее распространенными являются споры в связи с отказом службы занятости в признании граждан безработными, выплатой пособия по безработице, выплатой стипендии в период профессиональной подготовки, повышением квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости с предоставлением льгот и компенсаций высвобождаемым из организаций работникам. Немало конфликтов возникает с работодателями при ликвидации предприятий, сокращении численности или штата, при расторжении трудового договора и др. Закон “О занятости населения в Российской Федерации” устанавливает за гражданами право обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд. Обращению гражданина в суд может предшествовать подача им жалобы на должностное лицо или на орган службы занятости в целом в вышестоящий по подчиненности орган. Но делать это необязательно: гражданин сам решает, куда ему целесообразнее направить жалобу, чтобы в данной ситуации она была рассмотрена с наибольшей объективностью и в короткий срок. В соответствии с законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” в суде могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных организаций, объединений и должностных лиц), в результате которых: - нарушено право гражданина на защиту от безработицы; - созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод в соответствии с законом о занятости. На практике имеют место жалобы от высвобожденных с предприятий или уволенных по собственному желанию граждан, которым по каким-либо причинам не присваивают статус безработного, не выплачивают пособие по безработице и т.д. Часто возникают конфликты между безработными и сотрудниками службы занятости по поводу прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице, снижения его размера и др. Жалоба на действия должностных лиц органов службы занятости населения может быть подана как своим гражданином, полагающим, что его права и свободы нарушены, так и по его просьбе надлежаще уполномоченным представителем, в том числе представителем общественной организации, трудового коллектива.

С расширением масштаба безработицы в стране растет ее самый жестокий вид - долговременная безработица. В настоящее время в стране 25% безработных из общей их численности не могут найти работу 8 и более месяцев, а 10% - более года. Законодательство о занятости предусматривает меры по социальной поддержке безработных граждан, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законом о занятости периода его выплаты (12 месяцев), а также лиц, находящихся на содержании безработного. Материальная помощь может оказываться органами службы занятости в виде периодических (ежемесячных) либо единовременных (разовых) денежных выплат. Основными формами оказания материальной помощи являются: выплаты в денежной форме; перечисление средств, а также оплата счетов и иных платежных документов предприятий, учреждений, организаций, оказывающих соответствующие услуги. Материальная помощь в виде периодических (ежемесячных) денежных выплат, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания, может оказываться следующим категориям граждан: безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты; членам семьи безработного, находящимся на его иждивении.

1.2. Создание и функционирование бирж труда (служб занятости)

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России (26, с. 309).

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:

1) регистрация безработных;

2) регистрация вакантных мест;

3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;

4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;

5) тестирование лиц, желающих получить работу;

6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;

7) выплата пособий.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

Более активная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6 - 8 млн. безработных. В России в 1997 г. в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве обратились 4,6 млн. человек. Из них получили работу 2,4 млн. (более 52%) (26, с. 310).

Законодательство большинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице. Так, в США максимальный срок его получения составляет 26 недель (в некоторых случаях он может быть продлен еще на 13 недель), средненедельное пособие по стране (при довольно больших различиях по отдельным штатам) в 1998 г. равнялось 200 долл.

Основная же задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач (26, с. 310).

В рамках этой программы еще в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения, функции и сферы деятельности которой мы сейчас и рассмотрим.

В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда. Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

• распределение выпускников средних специальных и высших учебных заведений;

• организованный набор рабочих;

• сельскохозяйственное переселение семей;

• общественные призывы;

• самостоятельный прием предприятием работника;

• деятельность органов трудоустройства населения.

Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости населения.

Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства.

Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах - в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным (12, с. 45).

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров (бюро) по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского, краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости (20, с. 15).

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие (29).

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

• Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

• Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

• Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

• Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

• Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

• Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

• Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

• В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

• Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

• В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

• Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;

• В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

• Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

• Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

• Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

• Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

В 2001 г. службе занятости России удалось трудоустроить 2,3 млн. человек. Если учесть, что в среднем за год в общероссийском банке данных насчитывалось около 400 тыс. вакансий, а в Службу занятости обратилось 5,3 млн. человек, то трудоустроен каждый третий (20, с. 172).

Однако Федеральная программа занятости населения по таким показателям, как организация и проведение общественных работ, а также временная занятость подростков не была выполнена. В 2001 г. на общественных работах было занято 291,5 тыс. человек вместо 350 тыс. человек по плану. Причина - дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно скажется на реализации программы и в этом году. Что касается трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого миллиона обеспечить работой удалось 850 тыс. человек. Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей (20, с. 173).

Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1994 г. по июнь 1996 г. более 7 тыс. безработных стали владельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 20,4 рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!