Бихевиоризм. Гуманистическая психология

Бихевиоризм, определил облик американ­ской психологии в XX столетии, данное направление радикально пре­образовало всю систему представлений о человеческой психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не со­знание. Отсюда и название от английского слова. behavior — поведение.

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а "коннексионистом" (от английского слова "коннексия" — связь). Работы Торндайка открыли первую главу в ле­тописи бихевиоризма.

Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Термины Торндайк упот­реблял традиционные — "интеллект", "ассоциатив­ные процессы", но содержанием они наполнялись новым.

То, что ин­теллект обеспечивает успешное приспособление животного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытами Торндай­ка было показано, что природа интеллекта и его функция могут быть изучены и оценены без обра­щения к идеям или другим явлениям сознания. Ас­социация означала уже связь не между идеями или между идеями и движениями, как в предшествую­щих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями. Весь процесс научения описывался в объектив­ных терминах. Торндайк использовал идею Бена о "пробах и ошибках" как регулирующем начале по­ведения.

Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). В 1913 году он публикует статью "Психология с точки зрения бихевиориста", оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу "Поведение: вве­дение в сравнительную психологию", в которой впервые в истории психологии был решительно оп­ровергнут постулат о том, что предметом этой на­уки является сознание. Девизом бихевиоризма стало понятие о поведе­нии как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведе­нием с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуа­цию (стимул). Поведение является или результатом науче­ния - индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Э. Толмен, К. Халл и Б. Скиннер - последователи Уотсона, - пришли к выводу, что все-таки связи между стимулами и поведенчески­ми реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» — знаниями, контролирующим механизмом и др. Однако трактуются эти механиз­мы по аналогии со счетно-решающим устройством ЭВМ, т. е не психологически. Тем не менее идеи бихевиоризма оказа­ли благотворное влияние на лингвистику, антропологию, со­циологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Гуманистическая (экзистенциальная) психология Её виднейшие представители Г. Оллпорт, Т. А. Мюррей; Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологичес­ких исследований считают здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человече­ского «Я». Человек Открыт миру, наделен потенциями к не­прерывному развитию и самореализации. Любовь, творче­ство, рост, высшие ценности, смысл - именно эти и близкие им понятия характеризуют базисные потребности человека. Как отмечает В. Франкл, автор концепции логотерапии, при отсутствии или потере интереса к жизни, человек испыты­вает скуку, предается пороку, его поражают тяжелые не­удачи. В соответствии с этими представлениями гуманисти­ческая психология разрабатывает рецепты психического благополучия личности. Своеобразной ветвью гуманистической психологии можно также считать духовную (христианскую) психоло­гию. Считая неправомерным ограничение предмета психо­логии явлениями душевной жизни, она обращается к облас­ти духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему, дар усилить и преодолеть то, что отвергается. Духовность от­крывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга. Она помогает человеку преодолеть в себе кризис безосновности, призрачности своего существования.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!