Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних: понятия, признаки, причины. факторы семейного неблагополучия

Безнадзорность и беспризорность детей и подростков является злобо­дневной социальной проблемой, которая актуализируется в последние годы в связи со сложными социально-экономическими преобразованиями. Меж­ду безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь. Безнадзорность служит благоприятной почвой для бес­призорности.

Безнадзорность есть отсутствие надзора (контроля) за ре­бенком, подростком. При этом не имеет значения, в силу ка­ких обстоятельств — объективного или субъективного свой­ства — этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны, социальные педагоги и социальные работники). А беспризорность находится в совершенно другой плоскости. Это — характери­стика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести, к сожалению, такой статус ребенок может как по собственному желанию, так и в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди таковых главенству­ет безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.

Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как пра­вило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угро­зой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельно­му времяпрепровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадапта­ции, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

В федеральной целевой программе «Профилактика безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних» (1997), а за­тем и в Федеральном законе РФ «Об основах системы профи­лактики безнадзорности и правонарушений среди несовершен­нолетних» (1999) обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп детей, относящихся к этой категории. Это дети: потерявшие се­мейные и родственные связи; брошенные родителями или само­вольно ушедшие из семей, не обеспечивших ребенку минималь­но необходимых условий для жизнедеятельности и полноцен­ного развития, допускавших жестокое обращение с ними; убежавшие из интернатных учреждений; выпускники интернат­ных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существо­ванию; занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; совершающие мелкое воровство; употребляющие спиртные на­питки, токсичные и наркотические вещества; получившие от­срочку отбывания наказания; являющиеся жертвами сексуаль­ных преступлений; вовлеченные в противоправную деятель­ность, осужденные условно и др. — всего 14 категорий.

К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, относятся: полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жиз­ни способами, не признаваемыми в обществе (по­прошайничество, воровство и пр.); подчинение неписанным законам, продикто­ванным признаваемым среди беспризорников ав­торитетом.

Отличает беспризорника от всех других детей лишь совокупность всех перечисленных призна­ков. Этот перечень позволяет увидеть, что несо­вершеннолетний беспризорник не живет, а суще­ствует. Причем далеко не лучшим образом.

Беспризорность часто связывают с противоправным поведе­нием. Беспризорные дети не имеют родительского или государ­ственного попечения, постоянного места жительства, соответ­ствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Анализ проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних невозможен без рассмотрения причин, приводящих к развитию данного явления.

Специалисты (Слуцкий Е.Г., Лаврова Л.) выделяют три основные группы причин возник­новения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: социально-экономические; социально-психологические; психологические.

К социально-экономическим относят факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпиде­мии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. Причиной увеличения числа безнадзорных детей является рост числа родителей, потерявших свои рабочие места вслед­ствие свертывания производства, отсутствия программ созда­ния новых рабочих мест, должного финансирования соци­альных программ и контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области охраны интересов детей.

Определенное влияние на развитие безнадзорности оказы­вает также свертывание инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и др.

Социально-психологические причины безнадзорности (они часто выступают как следствие социально-экономических) свя­заны с кризисом семьи, увеличением числа разводов, потерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в се­мье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, сексуальным, физическим и эмоциональным насилием со сто­роны взрослых. Причины возрастающей безнадзорности детей и подрост­ков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большин­ства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализа­ция общества создают серьезные перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу, становятся бомжами, попрошайками. Каждый чет­вертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимался попрошайничеством. Рождаясь в неблагополучной семье, ребенок изначально не полу­чает удовлетворения основных жизненных потребностей: в люб­ви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребен­ка, что проявляется в конечном счете в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.

С.А.Беличева выделяет следующие факторы семейного неблаго­получия (7), ведущие к безнадзорности детей:  социально-экономические факторы (низкий материаль­ный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);  медико-санитарные факторы (хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

  • социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, се­мьи с повторными браками и сводными детьми); социально-психологические факторы (семьи с конфликт­ными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);  криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, се­мейные дебоши, проявления жестокости и садизма, на­личие   судимых  членов  семьи,   приверженных  к субкультуре преступного мира). Наличие того или иного фактора не означает обязательного возникновения безнадзорности, но оно указывает на большую степень вероятности ее появления. Так, довольно стабильной среди семей безнадзорных детей является доля семей с низким прожиточным уровнем, алкоголизмом, наркоманией, амораль­ным образом жизни родителей и эмоциональной отчужденнос­тью между детьми и родителями, семейной жестокостью.

Семейное неблагополучие — основная, но не единственная причина безнадзорности детей. Дополнительными факторами риска безнадзорности становятся безработица родителей и миграционные процессы. Обострившиеся национальные кон­фликты и появившаяся вместе с ними проблема беженцев выд­винули весьма острую проблему безнадзорности и беспризор­ности детей из семей беженцев.

Помимо неблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами, несомненно, становятся нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неопера­тивное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Психологические причины безнадзорности связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные аномалии, черты асоциального поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5%.

В реальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологические причины безнадзорнос­ти и беспризорности тесно связаны между собой и дополня­ют друг друга.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!