Базовые концепции финансового менеджмента

19 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Большинство теорий финансового менеджмента основывается на определенных концепциях. Согласно энциклопедическому сло­варю термин «концепция» (от лат. conceptio - понимание, воспри­ятие) означает определенную систему взглядов на какое-то явление. Финансовую концепцию можно определить как систему основных понятий, на которых базируется теория финансов. Финансовая концепция в известной мере зависит от цели и задач, которые оп­ределил для себя в качестве приоритетных конкретный хозяйст­вующий субъект. Основными концепциями финансового менеджмен­та являются следующие:

- денежного потока;

- временной стоимости денег;

- стоимости капитала;

- эффективности рынка;

- компромисса между риском и доходностью;

- агентских отношений;

- альтернативных затрат;

- сверхдоходных проектов;

- этики финансов.

Каждая из перечисленных концепций представляет собой само­стоятельное направление финансового менеджмента, поэтому фи­нансовая работа в организации должна строиться по нескольким концепциям одновременно.

Денежные средства - важный структурный элемент оборотного капитала любого хозяйствующего субъекта. С помощью денежных средств организация осуществляет расчеты с контрагентами и поку­пателями. Обладая абсолютной ликвидностью, денежные средства увеличивают общую ликвидность организации. Между тем известно, что денежные средства сами по себе не приносят прибыль, поэтому держать на счетах организации необоснованно большое количество денег экономически бессмысленно, так как это приводит к замедле­нию скорости оборачиваемости оборотных средств, а следовательно, и к снижению эффективности хозяйственной деятельности.

Движение денежных средств в процессе финансово-хозяйствен­ной деятельности организации образует денежный поток. Денежные потоки могут быть неравномерными, когда поступления или платежи независимы друг от друга, и равномерными, осуществляемыми в оп­ределенной последовательности.

Разновидностью денежных потоков является аннуитет {финан­совая рента), представляющий собой ряд или один из ряда равных по сумме платежей, уплачиваемых через равные промежутки време­ни. Первоначально термин означал платежи, осуществляемые один раз в год, что явилось основой для названия «аннуитет» (от лат. anno). Сейчас он употребляется применительно к любым проме­жуткам времени, т.е. кварталу, месяцу и т.д. Если число равных временных промежутков ограничено, то аннуитет носит название срочный аннуитет. К нему относятся арендная плата за недвижи­мость, купонные платежи по облигациям.

Если платежи в организации осуществляются в начале периода, то образуемый при этом денежный поток, называется пренумерандо, если в конце периода, то такой денежный поток носит название постнумерандо.

Аннуитет также может быть бессрочным (перпетуитет). В этом случае денежные поступления осуществляются в течение неограни­ченного времени. Примером бессрочного аннуитета могут служить консоли, представляющие собой бессрочные облигации, эмитируе­мые правительствами некоторых стран и являющиеся, по сути, веч­ной рентой.

Управление денежным потоком позволяет организации обеспечить:

- поступление (приток) денежных средств в нужный момент времени в необходимом объеме;

- оптимизацию величины свободных денежных средств на рас­четном счете в объеме, необходимом для обеспечения плате­жеспособности и ликвидности организации, а также эффек­тивности ее хозяйственной деятельности;

- необходимое соотношение между денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями для достижения максимального эффекта от их использования.

Временная стоимость денег относится к объективно существующей характеристике потока денежных средств. Сущность этой концепции финансового менеджмента состоит в том, что «рубль сегодня не равен рублю завтра». Эта неравноценность одной и той же денежной едини­цы в разные отрезки времени возникает по трем причинам:

- инфляция, которая характерна для экономики любой страны;

- оборачиваемость денег, так как их можно инвестировать и получить в будущем прибыль (деньги делают деньги);

- риск неполучения ожидаемой суммы денег в результате неис­полнения или частичного исполнения договора по поступле­нию денежных средств.

Учет временной стоимости денег особенно важен при определе­нии наиболее эффективного варианта вложения денежных средств. Цель такого учета - дать оценку будущим доходам с точки зрения текущего момента, т.е. привести денежные потоки к единому мо­менту времени. Будущая стоимость денег - это их стоимость по прошествии некоторого времени от момента инвестирования.

Дисконтирование капитала и дохода применяется для оценки будущих денежных поступлений (прибыль, проценты, дивиденды) с позиции текущего момента. В момент принятия решения об инве­стировании капитала на практике руководствуются двумя положе­ниями:

1) с течением времени происходит обесценение денег;

2) периодическое поступление дохода на капитал желательно в размере не менее определенного минимума.

Для осуществления успешной деятельности любому хозяйст­вующему субъекту необходимы финансовые ресурсы, которые он получает из разных источников - собственных и заемных. Обслу­живание этих источников стоит организации неодинаково, так как разные источники имеют разную стоимость.

Применение концепции стоимости капитала позволяет опреде­лить общую сумму средств, которую организация заплатит за поль­зование определенным объемом финансовых ресурсов. Для собст­венного капитала издержками по его обслуживанию являются ди­виденды, в то время как за заемные средства организация платит проценты за кредит. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, которым должна располагать организация для по­крытия затрат, связанных с использованием собственных и заемных средств и обеспечением безубыточности.

Расчет величины стоимости капитала позволяет:

- оптимизировать структуру капитала, определив его мини­мальную стоимость;

- всесторонне обосновать инвестиционные проекты;

- принять правильное решение в выборе альтернативных ис­точников финансирования деятельности;

- рассчитать рыночную стоимость организации.

Важной для финансовых менеджеров является гипотеза эффек­тивности рынка, основанная на утверждении того, что текущая це­на финансовых активов полностью отражает общедоступную ин­формацию, касающуюся экономических факторов, влияние кото­рых может отразиться на будущей стоимости активов.

Все хозяйствующие субъекты в условиях рыночной экономики в той или иной мере связаны с рынком капитала. Если крупные ор­ганизации чаще всего выступают на рынке капитала в качестве ин­вестора или кредитора, то организации малого бизнеса зачастую выступают заемщиками денежных средств для осуществления крат­косрочных инвестиционных решений. Принятие управленческих решений и выбор поведения организации на рынке капитала зави­сят от эффективности рынка. Под эффективностью здесь понима­ется информационная эффективность, т.е. эффективный рынок - это такой рынок, в ценах которого находит отражение вся извест­ная информация о ситуации на рынке. Информационная эффек­тивность рынка достигается при условии, если

1) информация равнодоступна всем участникам рынка, а ее по­лучение не связано с какими-либо затратами;

2) полностью отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие препятствия совершению сделок;

3) имеется большое число покупателей и продавцов, вследствие чего действия каждого продавца или покупателя не влияют на цену отдельных ценных бумаг;

4) все участники рынка действуют рационально, стремясь мак­симизировать ожидаемую выгоду.

Однако в реальной жизни эти условия не могут быть выполне­ны ни на одном рынке, поэтому различают идеальную и экономиче­скую информационную эффективность рынков.

На экономически эффективном рынке цены не могут немед­ленно реагировать на поступление новой информации, а при усло­вии исключения информационных и транзакционных издержек на таком рынке невозможно получить сверхдоходы.

В соответствии с этой гипотезой различают три формы эффек­тивности:

1) слабая форма эффективности подразумевает, что в стоимости ценных бумаг полностью отражена информация прошлого пе­риода. Если это верно, то потенциальный инвестор не сможет извлечь для себя дополнительных выгод, сделать обоснован­ный прогноз повышения или понижения курсов и, таким об­разом, не сможет «обыграть рынок», получив сверхдоходы;

2) умеренная форма эффективности предполагает, что текущие рыночные цены отражают не только изменение цен в про­шлом, но также и имеющуюся общедоступную информацию. Следовательно, изучение отчетов фирм и других статистиче­ских данных теряет практический смысл, поскольку любая общедоступная информация немедленно отражается на ценах акций до того, как ее можно использовать при операциях на фондовом рынке;

3) сильная форма эффективности подразумевает, что в текущих рыночных ценах отражена вся информация, как общедоступ­ная, так и конфиденциальная. Если эта гипотеза верна, то получение сверхдоходов невозможно даже для лиц, посвя­щенных во все коммерческие тайны организации, ее менед­жеров и крупнейших акционеров. Это, конечно, маловероят­но. Эмпирические исследования показывают, что важнейшие рынки ценных бумаг являются эффективными, но не идеаль­но эффективными. В российских условиях это положение определяет актуальность правового обеспечения ответствен­ности лиц, злоупотребляющих своим положением в целях по­лучения сверхдоходов на финансовых рынках.

Одной из ведущих концепций финансового менеджмента счита­ется и концепция компромисса между риском и доходностью, кото­рая вытекает из гипотезы эффективности рынков. Ее сущность со­стоит в том, что в бизнесе в любом процессе получения дохода (в производственно-коммерческой, инвестиционной или финансовой деятельности) присутствуют риски его неполучения. Между риском и доходностью существует прямо пропорциональная зависимость: чем выше риск, тем выше доходность. Это обстоятельство на прак­тике приводит к тому, что в финансовом менеджменте ставятся за­дачи не предельные (получение максимального дохода или мини­мизация риска), а учитывающие определенный компромисс между риском и доходностью, т.е. вполне разумные.

Концепция компромисса между риском и доходностью помога­ет инвесторам выбрать оптимальную стратегию капиталовложений, содержащую:

- определение приемлемого уровня риска;

- формирование диверсифицированного портфеля инвестиций, имеющих приемлемую степень риска;

- минимизацию транзакционных издержек.

Эта концепция указывает финансовым управляющим на то, что нельзя увеличивать стоимость организации с помощью операций на финансовом рынке.

Концепция агентских отношений становится все более актуаль­ной с развитием рыночной экономики и усложнением форм орга­низации бизнеса. Теория агентских отношений призвана оптималь­но сглаживать конфликты между собственниками и менеджментом организации, между собственниками и кредиторами и в целом ме­жду различными заинтересованными лицами в деятельности орга­низации.

Агентские отношения возникают в тех случаях, когда владельцы компаний (принципалы: от лат. principles - глава, хозяин, от име­ни которого действует агент) приглашают управляющих, называе­мых агентами, для текущего управления и наделяют их полномо­чиями по принятию решений. Однако интересы владельцев органи­зации и ее менеджеров не всегда совпадают, что и создает потенци­альный конфликт интересов. Особенно он проявляется при приня­тии альтернативных управленческих решений, обеспечивающих по­лучение максимальной прибыли сразу или максимизацию прибыли в перспективе.

Агентские отношения в финансовом менеджменте возникают между владельцами и менеджерами организации, а также владель­цами и кредиторами.

Владельцы (акционеры) организаций, стремясь максимизиро­вать стоимость организации, заинтересованы в максимизации при­былей. Управляющие же преследуют другие цели. Владея неболь­шим процентом акций, менеджеры более заинтересованы в увели­чении размеров и темпов роста организации. При этом они

- закрепляют за собой свои места, вследствие чего скупка кон­трольного пакета акций новыми инвесторами становится ме­нее вероятной;

- увеличивают собственную власть и оклады;

- создают дополнительные возможности роста для своих под­чиненных.

Управляющие, преследуя свои интересы, например, могут про­водить политику, выставляющую их в лучшем свете и гарантирую­щую им продвижение по службе. Недобросовестные управляющие могут принимать решения, способствующие личному обогащению за счет организации, принимая, например, в качестве взяток дорогостоящие средства связи или другие бытовые предметы. Управ­ляющих больше могут интересовать.получаемые привилегии, такие, как богатые кабинеты, роскошные автомобили и высококачествен­ное медицинское обслуживание, чем сокращение затрат. Они могут уклоняться от принятия решений, в которых заключены элементы риска, опасные для их должности, или вступать в конфликты, соз­давая напряженность внутри организации или на рынке, снижая тем самым стоимость компании.

Проблема заключается в том, что акционеры не могут знать, действительно ли управляющие делают все, что в их силах, для максимизации состояния владельцев. Акционеры могут видеть только результаты действий финансовых менеджеров, проявляю­щиеся на нижнем уровне. Если только акционеры не являются од­новременно управляющими (как это имеет место в корпорациях закрытого типа), то они не способны наблюдать за повседневным процессом управления организацией.

Если результаты работы управляющих будут неудовлетворитель­ными, то акционеры, действуя через Совет директоров, могут нака­зать их (лишить премий, не повысить оклад или даже уволить). Но до тех пор пока результаты остаются удовлетворительными, акцио­неры не способны установить, действительно ли они получают мак­симум того, что могут иметь.

Управляющих можно побудить действовать на благо владельцев с помощью стимулов, ограничений и наказаний. В связи с этим возникают агентские издержки, существование которых - объек­тивная необходимость, и их величина должна учитываться при принятии всех решений финансового характера.

Агентские издержки включают:

- затраты на мониторинг деятельности менеджеров (например, затраты на проведение аудиторских проверок);

- затраты на создание организационной структуры, которая ог­раничит возможность нежелательного поведения менеджеров (например, создание независимого Совета директоров или введение в состав правления внешних инвесторов).

Естественно, агентские издержки не дают стопроцентной гаран­тии, что будет достигнута максимальная отдача, поскольку управ­ляющие по-прежнему знают больше владельцев о деятельности ор­ганизации. Невзирая на премии, они могут действовать недостаточ­но результативно и продолжать пользоваться дорогостоящими при­вилегиями. Понимая это обстоятельство, акционеры могут разде­лить риск владения с управляющими, гарантируя им опционы ак­ций. Это позволит теснее увязать интересы управляющих и вла­дельцев акций.

Одна из важнейших концепций финансового менеджмента - концепция альтернативных затрат (затрат упущенных возможно­стей). Для финансового менеджмента концепция альтернативных затрат особенно важна потому, что она составляет методическую основу оценки величины денежных потоков. Выполняя функцию всеобщего эквивалента, при помощи которого осуществляется стоимостная оценка любых активов и пассивов организации, деньги имеют и собственную стоимость, определяемую потенциальной вы­годой, которую упускает хозяйствующий субъект, не вкладывая деньги в приносящие доход операции. Можно предположить, что существует некая возможность абсолютно безопасного инвестиро­вания денег под определенный процент: например положить их на депозит в банк или приобрести государственные ценные бумаги. Процентная ставка, по которой инвестору будет выплачиваться до­ход по таким вложениям, и составит альтернативные издержки пас­сивного владения деньгами. Например, 1000 руб., не положенная в банк под 8% годовых, к концу года станет дешевле именно на эти 8%, если отсутствовала возможность разместить эти средства на еще более выгодных условиях.

Как известно, процесс удешевления денег с течением времени оценивается посредством дисконтирования первоначальной суммы по заданной процентной ставке. Это означает, что в финансовом менеджменте процентная ставка, под которую организация может с абсолютной надежностью и безопасностью для своих денег размес­тить их на определенный срок, представляет собой альтернативные затраты владения денежными средствами, а процедура дисконтиро­вания позволяет определить текущую стоимость денег на любой момент времени.

Таким образом, дисконтируя будущие денежные потоки, фи­нансовый менеджер просто уменьшает их на величину альтернатив­ных затрат, связанных с этими потоками. Другими словами, он вы­читает из суммы доходов расходы по их получению. Обычно эти расходы не являются единственными затратами по осуществлению финансовой операции, к ним добавляются различные другие затра­ты (транзакционные издержки), порождаемые данным решением: комиссионные, уплачиваемые биржевому брокеру при покупке ценных бумаг, или трудовые и материальные затраты по реализации реального инвестиционного проекта. Вычитая сумму и тех и других издержек из величины ожидаемых в будущем денежных поступле­ний, организация получает их текущую стоимость. Признавая вре­менную стоимость денег, финансовые менеджеры вынуждены учи­тывать ее в своих расчетах, увеличивая на их величину сумму расходов по планируемым операциям. Измерителем этой стоимости служит процентная ставка.

Принимая любые решения финансового характера, руководство организации делает выбор между разными вариантами использова­ния ресурсов. Например, организация владеет большими производ­ственными мощностями, которые можно частично сдать в аренду другому хозяйствующему субъекту за 800 тыс. руб. в год либо ис­пользовать для расширения объема производства на 50 тыс. единиц в год. В первом случае альтернативными издержками будут 50 тыс. единиц продукции в год, а при принятии второго варианта решения альтернативные затраты составят 800 тыс. руб. в год.

Эта концепция широко используется на практике для принятия не только стратегических решений, но и решений текущего харак­тера, скажем, связанных с предоставлением покупателям различных скидок.

Концепция о недолгом существовании сверхдоходных проектов ес­тественно присуща рыночной экономике, как и вызывающая ее причина, - конкуренция. Если в отрасли существуют сверхвысокие доходы, то многие организации стремятся войти в нее с целью по­лучения высоких прибылей. Тем самым снижается рентабельность отрасли в целом и организаций в частности.

Большое распространение в западных странах при управлении финансами получила концепция этики финансов. В финансах всегда присутствует нравственная дилемма: делать или не делать то, что «правильно». Дело в том, что в бизнесе считается непростительным - неэтичное поведение (недаром существует поговорка: партнера можно обмануть только один раз). Этичное поведение - не только «правильно» с точки зрения человеческой морали, оно неразрывно связано с целью компании - увеличение собственности акционе­ров. Вести себя этично - значит поступать «правильно». Проблема заключается в том, что у каждого человека выработаны свои нормы поведения и свои ценности, которые являются базисом нашего мнения о том, что «правильно», а что - нет. Сущность личной сво­боды индивидуума состоит в том, что он сам принимает решения. Однако в любом обществе действуют нормы и законы, которые оп­ределяют «правильное» поведение для членов этого общества. Когда же появляется этическая дилемма? Она возникает тогда, когда же­лание или поведение индивидуума расходится с требованием и же­ланием окружающих его людей, даже если это не преследуется за­коном. В свою очередь появление этической дилеммы вызывает в обществе дебаты, дискуссии, которые и приводят к тому, что своды законов периодически пересматриваются. Естественно предполо­жить, что понятия «правильно» и «неправильно» должны вытекать из индивидуального свода правил каждого человека, с помощью их он и оценивает свое поведение. Для многих людей этот свод правил заключен в простейших вопросах:

- как я буду себя чувствовать, если мое поведение станет из­вестно близким;

- поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой.

Один из центральных вопросов этической дилеммы - можно ли лгать? Другими словами, всегда ли это неправильно (плохо)? Дело в том, что обязанность финансового менеджера состоит в правиль­ной передаче информации акционерам о состоянии компании. Иногда эти факты - не самые приятные для организации и не мо­гут привести к хорошим последствиям. Например, на очередном собрании акционеров, финансовый менеджер докладывает о фи­нансовых результатах за отчетный год. Новость плохая: доходы компании снизились наполовину. Один из акционеров задает во­прос: «Почему это произошло?»

Менеджер знает, что

- главная причина плохих показателей - это целый ряд слабых финансовых решений руководства компании за последние годы;

- руководство компании хотело бы, чтобы он привел какую-нибудь другую причину;

- снижение показателей еще не закончено и кризис не завер­шен.

Менеджер также понимает, что акционеры не хотели бы это слышать. Каковы же действия финансового менеджера? Всегда ли неправильно говорить неправду? Или при определенных обстоя­тельствах это возможно? А при каких именно? Эти вопросы для серьезных размышлений.

  1. Ошибки в бизнесе могут быть прощены, но этические ошиб­ки, как правило, разрушают карьеру и уничтожают будущие воз­можности. Неэтичное поведение в бизнесе уничтожает главное - доверие, а без доверия компании не могут взаимодействовать.
  2. Самое худшее в бизнесе - это потеря уверенности людей (акционеров, общества) в этических стандартах компании.

Еще более важный вопрос этики - ответственность компании перед обществом. Какая ответственность выше у компании: перед обществом или перед акционерами? Однако четкого и однозначно­го ответа на этот вопрос не существует. Каждая компания выраба­тывает его самостоятельно в зависимости от своих корпоративных этических правил.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!