Автобусный и автотранспортный туризм

28 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

К концу 60-х годов XX в. постепенно сложился рынок международ­ного автобусного туризма, причем появился большой спрос на автобусные инклюзив-туры, для которых характерно включение в цену тура стоимости перевозки. Позднее наметился некоторый спад спроса на автобусный туризм, что было вызвано развитием дешевых перевозок конкурирующими видами транспорта, прежде всего самолетами и собственными автомобилями. Однако к середине 70-х годов в связи с повышением цен на топливо, паде­нием курса ведущих валют и другими экономическими трудностями авто­бусные турпоездки вновь приобретают популярность. Это объясняется также появлением автобусов высокого класса, приближающихся по ком-

фортности к железнодорожным вагонам, легковым автомобилям и само­летам, а по ряду качеств превосходящих их. Такие автобусы оборудованы удобными креслами с откидными сиденьями, кондиционерами, радио, бара­ми, телевизорами, туалетами. В некоторых автобусах есть места для длитель­ного отдыха. Вместимость автобусов-от 40 до 70 пассажиров. Эти автобу­сы оснащены мощными экономичными двигателями, позволяющими достигать высоких скоростей перевозок и повышающими конкурентоспособ­ность данного вида туризма. Автобусные поездки дают туристам возможность непосредственно с места обозревать достопримечательности, мимо кото­рых они движутся. Наличие современных скоростных магистралей позво­ляет быстро проезжать отрезки маршрута, не представляющие особого интереса для туристов, и наоборот, при необходимости ехать медленно или с частыми остановками для осмотра и отдыха. В организации авто­бусного туризма накоплен большой опыт и имеются давние традиции по сравнению с другими видами туризма. Возможность включения в авто­бусный маршрут небольших городов делает такие поездки удобными для семейных туристов и пожилых людей.

Использование легковых автомобилей и автобусов в международном туризме отражает соотношение индивидуального и группового его видов, так как автобусы предназначены в основном для группового туризма. Бо­лее наглядно это соотношение демонстрируют данные табл., показы­вающей виды транспорта (с выделением автомобилей и автобусов), ис­пользуемые туристами ряда стран Европы.

Виды транспорта, используемые в 2000 г. туристами Европы

Страна Личный автомобиль Авиа-чартеры Авиарейсы Автобус Поезд
Германия 31 14 8 35 12
Великобритания 21 30 26 19 4
Франция 20 13 27 29 11
Бельгия 47 14 11 20 9
Нидерланды 50 7 14 23 6
Италия 36 6 21 27 9
Швеция 28 23 24 21 4
Остальные страны Европы 26 14 15 24 8

Выбор туристами того или иного вида транспорта зависит от ряда причин, среди которых можно выделить географическое положение страны, расстояние, уровень развития страны в целом, наличие и развитие транспортных средств для пассажирских (туристских) перевозок, а именно: самолетов, судов, железнодорожных вагонов, автомобилей и автобусов.

Современный автобусный туризм характеризуется не только количе­ственным ростом, но и постоянным качественным изменением, что выра­жается в большом разнообразии вариантов использования автобусов в меж­дународном туризме. Традиционным видом международного автобусного туризма являются маршрутные поездки, сущность которых состоит в том, что программы для них составляются с учетом максимального использо­вания автобусов в течение всей поездки. В последнее время получил раз­витие комбинированный автобусный туризм: маршрутный туризм и от­дых, привлекающий сочетанием познавательного и оздоровительного моментов. Важной чертой современного уровня транспортного туризма за рубежом, в том числе автобусного, является то, что около 70% турист­ских поездок за границей совершается в целях отдыха и развлечения. Яр­ким подтверждением эт"ой тенденции служит пример деятельности одной из ведущих английских фирм в области автобусных перевозок-«WallaceArnold», которая по результатам изучения спроса на турпоездки сократи­ла число традиционных маршрутов в конце 80-х годов с 90 до 20%, заме­нив их.автобусными перевозками туристов на отдых.

Эти основные разновидности международного автобусного туризма дополняются многочисленными вариантами смешанного автобусного ту­ризма, при которых автобусные перевозки туристов в течение каждой тур­поездки осуществляются в сочетании с перевозками другими видами пас­сажирского транспорта. Так, удельный вес комбинированных поездок в общем объеме поездок граждан Германии достигает 32%.

Ведущие транспортные фирмы стран Западной Европы строят свою коммерческую деятельность в направлении одновременного использова­ния разных видов международного пассажирского транспорта. Например, Объединение управлений железных дорог 14 европейских стран финанси­рует деятельность автобусных перевозок в Западной Европе, согласуя рас­писание европейских автобусных линий с расписанием движения на ос­новных железных дорогах.

Существенным образом отражаются на автобусном международном туризме имеющая устойчивый характер сезонная неравномерность и вы­сокий удельный вес поездок, связанных с отдыхом.

Регулярные автобусные линии международного сообщения связыва­ют многие города и страны Западной Европы, а также города и страны Америки. Наиболее густой и разнообразной является сеть регулярных ли­ний в странах Западной Европы. Данные о продолжительности и протя­женности некоторых из них представлены в табл.

Данные о некоторых автобусных международных регулярных линиях

Наименование линии Протяженность линии, км Продолжительность поездки в одном направлении,ч
Амстердам - Остенде - Лондон 559 13
Амстердам - Бонн - Франкфурт-на-Майне 506 12
Брюссель - Париж 325 5
Антверпен - Брюссель - Барселона 1355 56
Антверпен - Брюссель - Ментона 1277 36
Лондон - Остенде - Познань - Варшава 1500 48
Мюнхен - Венеция 470 2
Лондон - Мюнхен - Зальцбург - Белград - София - Афины 2 300 6
Мюнхен - Вена - Будапешт - Белград - София - Стамбул 2 000 60
Антверпен - Милан - Католица 1415 36

Постоянная жесткая конкуренция железнодорожных и авиационных регулярных пассажирских линий, а также легкового транспорта турист­ского бизнеса заставляет участников ЕС приспосабливаться к быстро меня­ющейся обстановке. В условиях конкуренции преимущества регулярных ав­тобусных линий заключаются не только в быстрой и комфортной перевозке пассажиров, но и в возможности осуществления поездки в познавательных целях. Автобусы на таких линиях обслуживаются квалифицированными ги­дами, владеющими как минимум двумя иностранными языками.

Стремление к совершенствованию качества обслуживания в зарубеж­ных странах проявляется в последовательном обновлении парка между­народных автобусов, вследствие чего увеличивается в общем их количе­стве доля моделей высшего класса.

Документ, полностью регламентирующий работу автобусов на регу­лярных линиях международного сообщения,-расписание. Обязательная информация расписания включает указание пунктов маршрута, времени следования до каждого пункта и стоимости проезда. Если есть особые ком­мерческие условия (скидки или надбавки), их обязательно приводят. В рас­писании также дается ссылка на место заказа билетов.

Перечислим общие условия перевозок по линиям:

- предварительная система заказа билетов (как минимум за два дня до даты отправления), непосредственная продажа билетов в автобусе в слу­чае наличия свободных мест;

- право на проезд пассажира с билетом. В салоне автобусов пасса­жиров размещает обслуживающий персонал;

- для большей части линий в случае приобретения билета туда и об­ратно предусмотрены скидки в цене по сравнению с ценой билета на одно направление;

- система тарифных льгот при перевозках детей, учащихся и особых категорий пассажиров.

Из международных неправительственных организаций наиболее важ­ное значение для развития международных автомобильных перевозок имеет Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ-ИРУ), осно­ванный 23 марта 1948 г. Его местопребывание - Женева. Союз ставит сво­ей задачей защиту интересов национальных и международных автомобиль­ных пассажирских и грузовых перевозчиков, осуществляющих перевозки по найму, за вознаграждение или за свой счет.

С этой целью МСАТ:

- принимает меры к изучению и решению всех проблем, прямо или косвенно связанных с автомобильным транспортом;

-разрабатывает меры по унификации и упрощению регламентации, автомобильного движения, таможенных формальностей;

- занимается вопросами контрактов на перевозки, дорожной безо­пасности;

-^координирует и поддерживает мероприятия по развитию нацио­нального и международного автомобильного транспорта, представляет всех его членов и автомобильный транспорт в целом в общественных или част­ных, национальных или международных организациях, заинтересованных прямо или косвенно в автомобильном транспорте.

Руководящий Совет, в котором представлены все члены МСАТ,- высший орган, сессии которого проводятся ежегодно в одной из стран, представители которой являются членами Союза.

Исполнительный орган МСАТ - президиум Совета, который выпол­няет свои функции в соответствии с уставом. Кроме того, Совет МСАТ создает Секретариат, функции которого также определяются уставом. Совет формулирует основные принципы и направления деятельности, за­слушивает и обсуждает доклады Президиума по общим и финансовым воп­росам, а между сессиями Совета-также по вопросам руководства МСАТ.

В настоящее время в Совет входят 152 действительных (национальные ассоциации автоперевозчиков) и ассоциированных члена (производители автотранспортных средств, компании, занимающиеся перевозками авто­мобилей на паромах, й пр.) из 64 стран.

Пользуясь с 1949 г. консультативным статусом, предоставленным ему Советом по экономическим и социальным вопросам ООН, МСАТ прини­мает активное участие в работе Комиссий по экономике для Африки, Азии и стран Тихоокеанского региона, Европы и Латинской Америки, а также в работе Комиссий ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

В качестве докладчика по развитию автотранспорта МСАТ поддер­живает тесные связи с другими международными организациями, такими, как Европейский Союз (ЕС), Совет Европы, Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ), в которых он имеет консультативный ста­тус, а также с большим числом международных профессиональных орга­низаций в родственных областях. Цель этой работы МСАТ - стимулиро­вать скоординированные подходы по проблемам, представляющим взаимный интерес.

МСАТ является международным гарантом системы МДП (Конвен­ции по международным дорожным перевозкам грузов), созданной в 1959 г. под эгидой Экономической комиссии ООН по Европе.

Действительные члены МСАТ принадлежат к одной из нескольких секций, составляющих Дирекционный совет (Генеральную ассамблею); три секции соответственно представляют профессиональные пассажирские перевозки городскими и междугородными автобусами и такси (Секция 1), профессиональные грузовые перевозки (Секция 2) и перевозки за свой счет (Секция 3). Дирекционный совет собирается два раза в год, Всемирный конгресс - один раз в два года.

МСАТ уделяет большое внимание пассажирским перевозкам. Работу в этом направлении осуществляет Секция 1, изучающая и обобщающая передовой мировой опыт. По инициативе Секции 1 на заседании в Буда­пеште в мае 1996 г. в ходе работы 25-го Конгресса ИРУ были созданы две специальные группы: «Автобусный туризм» Vi «Регулярные сообщения», целью деятельности которых стало ускорение принятия решений по воп­росам деятельности Секции 1. В Женеве 28 июня 1996 г. были проведены совместное и раздельные заседания обеих групп. На этих заседаниях уста­новили, что обе группы получают необходимую автономию в вопросах организации, действий и планов работы под руководством избранных груп­пами председателей.

Программой мероприятий каждой группы предусмотрена проработ­ка следующих вопросов.

Группа «Автобусный туризм»:

- принятие и обновление документа ЕС 3820/85 и Европейского со- . глашения по режимам труда, отдыха и работы (ЕСТР) ООН «Социальное регулирование»;

-изучение информации, касающейся элементов, составляющих зар­плату водителей;

- транспортное регулирование, включая применение контрольного документа для нерегулярных перевозок пассажиров;

- совершенствование классификации туристических автобусов;

-взаимодействие с агентствами путешествий и владельцами гостиниц;

- соблюдение безопасности поездок в автобусах, стимулирование деятельности пассажирского транспорта и реклама;

- либерализация автомобильного и автобусного туризма в регионах Европы, в основном между Европейским Союзом и странами Централь­ной и Восточной Европы.

Группа «Регулярные сообщения»:

- совершенствование международного транспортного законодатель­ства - правил ЕЭК ООН;

- проведение презентаций разных систем общественного транспор­та и правил, регулирующих их в странах, представленных в группе;

- изучение качественных критериев, применяемых в общественном транспорте;

- обучение работников, занятых на общественном транспорте;

- калькуляция цен на транспорте;

- определение пределов деятельности;

-рассмотрение системы концессии для международных регулярных сообщений;

- изучение предложений и общественных условий перевозок.

В Российской Федерации общие вопросы развития автомобильного транспорта возложены на Минтранс России, имеющий в своем составе Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, Федеральное дорож­ное агентство и др.

Формально основным документом, регламентирующим и определя­ющим ббязанности, права и ответственность автотранспортных организа­ций, является Устав автомобильного транспорта РСФСР. Однако данный Устав не соответствует потребностям сегодняшнего времени и взаимодей­ствия с другими видами транспорта. Поэтому наиболее урегулированным является обеспечение безопасности дорожного движения, регламентиру­емое Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ «О безопасно­сти дорожного движения».

Согласно установившейся практике, подкрепленной подзаконными актами, принятыми в развитие Закона ОБДД и ряда других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, на автомобильном транспорте выделяются следующие виды сообщения: городское с подраз­делением на внутригородское и пригородное в пределах субъекта Федера­ции, в пределах территории Российской Федерации и международное со­общение. Вид сообщения важен с точки зрения применяемых правил перевозок и требований, предъявляемых к сертификации оказываемых услуг и лицензированию деятельности в области автомобильного транс­порта. В соответствии с этим и лицензии выдаются, в частности на между­народные перевозки, как на отдельный вид автотранспортного сообще­ния.

В целях упорядочения транспортных отношений Минтрансом России рекомендованы Временные правила перевозок пассажиров и багажа авто­мобильным транспортом в Российской Федерации, регулирующие поря-

док организации и осуществления перевозок пассажиров и багажа автобу­сами и таксомоторами.

В соответствии с Европейским соглашением ЕСТР, которое касается работы экипажей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки, и российским законодательством предусмат­ривается обязательное оснащение тахографами всех вновь изготавливае­мых автобусов, предназначенных для международных пассажирских или туристских поездок.

Кроме этих актов важным практическим правовым регулятором слу­жит Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О государствен­ном контроле за осуществлением международных автомобильных пере­возок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Данным Законом запрещены перевозки грузов и пассажиров транспортными сред­ствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе вре­менно ввезенными ими на территорию России, между пунктами, располо­женными на российской территории.

Важной именно для автотранспортной отрасли становится экологи­ческая классификация, поскольку стало необходимым соблюдение авто­транспортными средствами, выполняющими международные перевозки, экологических норм, действующих во всех странах. Европейское Сооб­щество ввело так называемые нормы ЕВРО, регламентирующие вредное воздействие на природную среду подвижного состава автомобильного транспорта.

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) России, созданная в 1974 г. в целях координации их деятельно­сти, а также представления и защиты их интересов, является доброволь­ным объединением организаций и предпринимателей, расположенных на территории Российской Федерации, осуществляющих международные перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом.

Ассоциация является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли.

Главными целями Ассоциации являются:

-оказание содействия членам Ассоциации в развитии перевозок гру­зов и пассажиров в международном автомобильном сообщении и связан­ных с ними транспортно-экспедиционных и других операций, а также ока­зание членам Ассоциации консультационных и других услуг;

-выполнение функций гарантийной организации, предусмотренных Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с примене­нием книжки МДП;

- профессиональная подготовка и переподготовка специалистов, осуществляющих международные перевозки, оказывающих транспортно-экспедиционные и другие услуги;

- защита интересов членов Ассоциации перед национальными и ино­странными компетентными органами в рамках возложенных на Ассоциа­цию задач;

- издание справочной и другой литературы, в том числе бюллете­ней, по вопросам международных перевозок грузов и пассажиров, транс-портно-экспедиционного обслуживания, распространение передового оте­чественного и зарубежного опыта.

Ассоциация выполняет следующие функции:

- сотрудничает с национальными, международными и иностранны­ми организациями, объединениями и союзами автоперевозчиков в целях разработки предложений и рекомендаций, направленных на развитие и по­вышение эффективности перевозок автомобильным транспортом в меж­дународном сообщении;

- представляет и защищает интересы членов Ассоциации в Между­народном союзе автомобильного транспорта, а также перед национальны­ми и иностранными организациями по вопросам, связанным с междуна­родными автомобильными перевозками, выдает перевозчикам книжки МДП;

- оказывает содействие членам Ассоциации в установлении прямых связей, создании совместных предприятий с зарубежными партнерами и развитии других форм сотрудничества;

- оказывает помощь членам Ассоциации в получении свидетельств, сертификатов, бланков, товаро-транспортных, таможенных, страховых и других документов, необходимых для выполнения ими международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;

- в соответствии с установленным Минтрансом России порядком распределяет среди автоперевозчиков иностранные разрешения на выпол­нение международных перевозок;

- участвует в разработке международных соглашений и внутренних правил, регулирующих перевозки в международном автомобильном со­общении, вносит предложения по этим вопросам в государственные орга­ны и международные организации;

- проводит работу по сбору и накоплению информации в области развития международных автомобильных перевозок и порядку их выпол­нения;

- организует в установленном порядке учебные курсы для проведе­ния профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, осу­ществляющих международные перевозки и оказывающих транспортно-экспедиционные и другие услуги;

- организует и проводит конференции, симпозиумы, экспозиции и другие мероприятия в целях расширения международных автомобиль­ных перевозок.

В связи с расширением географии международных автомобильных перевозок создана сеть региональных представительств АСМАП в разных частях России.

Среди многочисленных направлений деятельности АСМАП по зна­чимости следует выделить услуги сферы международных пассажирских перевозок. В этой области АСМАП:

- проводит консультации по условиям осуществления перевозок пассажиров в отдельные страны;

- разрабатывает рациональные маршруты перевозок пассажиров, в том числе в комбинированном сообщении;

- разрабатывает справочные материалы по отдельным видам и на­правлениям перевозок пассажиров;

- разрабатывает пособия, памятки и рекомендации для водителей и управленческого персонала предприятий по осуществлению перевозок пассажиров в международном сообщении;

-оказывает необходимое содействие в организации регулярных пас­сажирских перевозок:

■ подбирает российских и иностранных партнеров,

■ разрабатывает маршруты, тарифы и расписание движения,

■ проводит переговоры с иностранными партнерами,

■ подготавливает договоры (соглашения) об организации регу­лярного пассажирского сообщения,

■ выдает транспортные документы, разрешения, контрольные до­кументы, карнет де Декларасьон и карнет Гойя де Рута.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!