Архитерктура стран Ближнего и Среднего Востока

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Для мусульманского Востока характерна попытка найти наиболее оптимальные схемы градостроительства, где соче­тались бы удобство и красота. В известной мере это отражало философскую идею, идущую еще от Платона, создать «благодетель­ный город». Таким образом, был распланирован ставший столицей Аббасидского халифата Багдад, построенный на месте маленькой персидской деревушки (по-персидски, «Богоданной»), Город был построен в плане круглым (диаметр центральной части - 2 км, а всего города - 2,6 км). В центре стояла построенная при халифе Мансуре (754-775 гг.) официальная резиденция - дворец, увен­чанный зеленым куполом, на котором находилась конная статуя. В 941 г. купол обвалился, видимо, по причине попадания в него молнии, сам дворец также не сохранился до наших дней.

Использование разных типов свода и куполов в качестве важного конструктивного элемента региональной архитектуры объясняется как отсутствием здесь больших запасов леса (расходуемого на балки и балочные перекрытия), так и сакральными представлениями о подобии купола небу (подобное представление известно русскому православию, видимо, от восточных христиан). Первые своды ци­линдрического типа, из которых развились все остальные, были возведены в IV-III тысячелетиях до н. э. в Египте и Месопотамии, они широко применялись в Древнем Риме и Византии. Своды и купола характерны для самых различных типов зданий от культовых (мечети, мавзолеи, гробницы) и гражданских (крытые рынки, шко­лы-медресе) до обычных домов. Если в первых случаях требовалось искусное изготовление по соответствующим расчетам клинчатых камней или кирпичей, из которых выкладывались арки и купола, то небольшие дома часто возводились силами одной семьи с помощью родственников и соседей из изготовленного ими сырцо­вого кирпича.

На Востоке раньше, чем в средневековой Европе, научились строить мощные и одновременно удобные для житья замки. Многие их элементы были заимствованы и затем развиты франками во время крестовых походов. Такие крепости появились в Иерусалимском королевстве крестоносцев к середине XII века, но уже не могли спасти франков. Последним так и не удалось утвердиться на заво­еванных землях, они постоянно испытывали острую нехватку евро­пейского населения и в военном отношении полностью зависели от притока католических паломников, часть из которых считала святым делом принять участие в военных действиях против «невер­ных», прежде чем вернуться на родину. В значительной мере благодаря их труду, как и труду военнопленных и рабов, крестонос­цы воздвигли, в ряде случаев на развалинах местных укреплений, мощные замки вдоль восточных границ королевства, которые обо­роняли воины известных орденов храмовников (тамплиеров), иоан-нитов (ныне Мальтийский орден) и тевтонов (которые очень скоро переместились из Палестины в Прибалтику и на границу с Русью и Польшей). Это знаменитые замки Маргит, Кракде Шевалье, Крак де Моаб, Бет Джебелин, Бофор и другие, которые сохранились до наших дней. Их строители заимствовали от арабов машикули - навесные бойницы в верхних частях стен и башен для удобства стрельбы в разных направлениях, умение возводить стены с боевыми щелями в соответствии с рельефом местности и ряд других военно-технических хитростей. От европейских замков той эпохи эти крепости отличались живописностью, пластической выразительно­стью, хорошо сливались с окрестным пейзажем. Жилые помещения этих замков, видимо, не отличались утонченной роскошью (внут­ренняя отделка не сохранилась), но были функционально продума­ны и красивы особой, суровой красотой.

Созданный в те же годы основной оплот знаменитых ассаси-нов - членов секты исмаилитов, прозванных так за их тактику убийств своих политических противников независимо от вероиспо­ведания, замок Аламаут в горах Ирана помимо продуманной сис­темы своих оборонительных сооружений был знаменит созданным в его стенах «земным раем». Согласно описаниям современников, туда отправлялись подготовленные к убийствам своего рода мусуль­манские камикадзе, чтобы после выполнения определенных риту­алов, как полагают, с использованием наркотиков проснуться в райских кущах среди прекрасных девушек, готовых исполнить любые их прихоти.

Отдельные страны до сих пор сохранили свои^ особенности в архитектуре. Так, на юге Аравии, особенно в Йемене, строят настоящие небоскребы в несколько этажей. Они возводятся обычно из «глиняного бетона», практически цельной глинобитной стены, квадратной или прямоугольной в плане. Более дорогие постройки сейчас возводятся из туфа и других, преимущественно вулканиче­ских, пород. На общем темном фоне белыми пятнами выделяются оконные рамы, в которые часто вставляются разноцветные витражи в один-два слоя. Эти оконные рамы, выполненные в технике стукко или ганча, нередко покрываются также и резьбой.

На йеменские дома очень похожи замки-тигремты горцев-берберов, коренных жителей Северной Африки. По мнению многих исследователей, этот архитектурный тип восходит к одному прото­типу - светским сооружениям Древнего Вавилона и Ассирии.

На храмовую и дворцовую архитектуру стран Магриба наложили свой отпечаток как южноаравийские черты, так и, особенно, тра­диции искусства Арабской Испании или Андалузии (711-1492 гг.), подарившей человечеству прекрасные дворцы, храмы и гражданские здания Кордовы, Севильи, Толедо и многих других городов юга Испании и Португалии. Потомки испанских арабов (и евреев), вынужденные покинуть свою родину под натиском Реконкисты (христианского Отвоевания Испании и Португалии), и сегодня насчитывают многотысячные компактные общины по всей Север­ной Африке, сохраняя многие элементы андалузской культуры. Особенностью магрибинской архитектуры является то, что мина­реты часто представляют собой квадратные или прямоугольные в плане башни сурового крепостного вида. Дворцы также снаружи больше похожи на крепости, но внутри по контрасту напоминают подлинный рай, шедевр синтеза архитектуры, прикладного искус­ства и прекрасных садов.

В архитектуре Турции сочетались как византийские, так и ирано-среднеазиатские традиции. Особенно это заметно в культо­вых постройках. На первых порах турки, не мудрствуя лукаво, просто пристраивали к христианским храмам длинные минареты и незна­чительно изменяли внутреннее убранство в соответствии с требо­ваниями ислама. Кстати говоря, такая форма, сочетавшая перекрытое большим куполом центральное помещение и постав­ленные по бокам парные минареты, стала характерной особенно­стью именно турецких мечетей.

Вместе с тем для культовой архитектуры Турции характерны ясная гармония стереометрически четких форм, распространение композиций с айванами и открытым двором или с центральным залом, перекрытым куполом, широкое применение треугольных парусов в перекрытиях.

В декоративной отделке ведущую роль играли рельефы с гео­метрической плетенкой, стилизованными растительными (реже фи­гурными) мотивами и надписями, облицовочные плитки темно-синих и зеленых тонов, нередко составляющие целые орна­ментальные мозаики. Мастера-декораторы обычно оставляли часть стены гладкой, что придавало узорочью особую пластичность.

В резьбе по дереву господствовали строгие геометрические орнаменты. Развитое искусство ковроделия позволяло широко ис­пользовать ковры для полов мечетей, декорировать ими внутренние помещения жилых домов.

Однако в целом влияние Турции на исламский мир было не столько культурным, сколько политическим (в период существования Османской империи). Именно этим можно объяснить, напри­мер, строительство в Египте и Сирии мечетей по турецкому образцу.

Превосходные образцы архитектуры классического периода можно найти почти во всех странах Ближнего и Среднего Востока.

Одно из самых древних сооружений мусульман находится в Иерусалиме, который почитается ими как святой город наряду с Меккой и Мединой. Это мечеть, так называемый Купол на Скале (Куббат ас-Сахра, возведенная в 687-691 гг. на месте разрушенного римлянами в 70 г. н. э. иудейского храма Соломона). Восьмигранник мечети перекрыт большим золотым куполом и в плане напоминает раннехристианские ротонды. Другая мусульманская святыня Иеру­салима - «Дальняя» мечеть («аль-Акса»), была переделана в VIII веке из христианской базилики и затем неоднократно перестраива­лась.

В Египте наиболее значительные архитектурные сооружения этого периода сосредоточены в Каире. Это мечети Амра ибн аль-Аса (VII-IX вв.), Ибн Тулуна (IX в.), цитадель Салах-ад-Дина (известен в Европе как Саладин - победитель крестоносцев в конце XII в. и «рыцарь без страха и упрека»), мавзолеи мамлюкского периода (мамлюки - воины, набиравшиеся из купленных рабов, обычно тюркского, а позднее кавказского происхождения, составившие своеобразную замкнутую военную касту, правившую страной до египетского похода Наполеона). Основатель современного египет­ского государства, албанец Мухаммед Али (правил в 1805-1841 гг.) воздвигнул монументальную и одновременно изящную одноимен­ную мечеть в турецком стиле.

Более поздние постройки в Каире часто отличаются эклектич­ностью стиля.

Все многообразие многовековой культурной истории Египта отражено в богатых экспозициях трех музеев Каира: Египетского (Древний Египет), Коптского (византийский период и культура местных христиан) и Исламского (с VII века).

В Дамаске наиболее примечательны Мечеть Омейядов, пере­строенная из христианского храма Иоанна Крестителя и сохранив­шая в архитектуре и внутренней отделке некоторые византийские черты, госпиталь Hyp ад-Дина, медресе ан-Нурия, мавзолей знаме­нитого Салах ад-Дина (все XII в.), крепостные башни стены XII-XV вв., дворец Азема (1749). От XIX в. сохранились крытые рынки Сук аль-Арвам и Сук аль-Хамидия.

Главные архитектурные достопримечательности Турции сосре­доточены в ее бывшей столице Стамбуле (бывшая столица Визан­тийской империи Константинополь, которую на Руси называли Царь-градом). Здесь сосредоточены многие мечети, перестроенные или переоборудованные из византийских храмов, в том числе знаменитая Святая София (по-турецки Айя-София). Большая за­слуга в создании собственно турецкой архитектурной школы при- надлежит архитектору и инженеру Кодже Синану (1489/1490-1588). Он превратил купольную базилику византийского типа в абсолютно центрическое здание, представляющее собой величественное соо­ружение с грандиозными, цельными по пространственной компо­зиции интерьерами. В Стамбуле находятся две построенные им мечети - Шахзаде и Сулеймание. Практически все виды турецкого искусства можно наблюдать в дворцовом комплексе Топкапы, который сооружался и перестраивался на протяжении веков.

Иранская архитектура мусульманского классического периода менее известна в Европе, чем арабская или турецкая. Ее произве­дения разбросаны по всей стране (Исфаган, Шираз, Рей -близ современного Тегерана, Мешхед, Тебриз), поскольку в качестве централизованного государства Иран возрождается уже в XVI в., по окончании классического периода, а нынешняя его столица Теге­ран - относительно новый город.

Архитектура и строительная техника стран Ближнего и Среднего Востока, прежде всего арабских, оказала большое воздействие на развитие каменного строительства в Европе, многие ее элементы отчетливо прослеживаются по всему южному Средиземноморью. На рубеже XIV-XX вв. в европейских странах, в том числе в России, сложился и был несколько десятилетий в моде изысканный, так называемый мавританский стиль.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!