Архитектура Московской Руси

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Архитектура Москвы, наследуя черты зодчества наиболее развитых феодальных княжеств, обретает и свой самобытный стиль, в котором переплетаются традиции зодчества домонгольской Руси, и градостроительные достижения Новгорода и Пскова, а также находят отражение идеи объединения и освобождения земель, централизации государства и образования единой нации. Архитектура Московского государства отличалась сравнительным постоянством основных типов строительства, ха­рактерных для феодального уклада. Это — жилые дома и хозяйст­венные постройки, церкви и звонницы, палаты и монастырские здания, крепостные сооружения, однако структура зданий и соору­жений, их стилевой характер развивались вместе с изменением жизненных реалий, социальных и идеологических условий, оборо­нительных требований. Изменялись конструкции и строительные материалы, а вместе с ними — архитектоника зданий и сооружений. Наряду с каменными огромное значение имели деревянные по­стройки, которые на Руси всегда оставались основным видом массового строительств, оказывая влияние на развитие каменных зданий и сооружений (1).

Первые крупные здания были построены в новой столице еще в конце XIII в.— Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, просуществовавшие сравнительно недолго; через полвека они были заменены новыми сооружениями. При Дмитрии Донском был построен белокаменный Кремль. Сегодня вряд ли можно достоверно реконструировать их облик. Очевидно одно: соборы были белокаменными. С XIV в. восстанавливается каменное зодче­ство на Руси. Период расцвета и становления Московского княже­ства был временем усиленного каменного строительства. Подлинный всплеск каменного градостроительства в исконно де­ревянной Москве наблюдается при Иване Калите: во второй чет­верти XIV в. были возведены Успенский собор (1326—1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь-коло­кольня Иоанна Лествичника (1329). Все храмы были выстроены из белого камня, что соответствовало традициям Владимире-Суздаль­ской архитектуры, на которую ориентировались московские зодчие. Соборы Успения на Городке в Звенигороде (около 1400), Спасо-Андроникова монастыря (1427), Троицкий Троице-Сергиевой лав­ры (1422) во многом перекликаются с владимирской архитектурой XII в. Используются такие характерные особенности, как кубиче­ские объемы, принцип деления стены на три части лопатками, обработка входов порталами. Но появляется и целый ряд новых черт, среди которых нужно отметить простоту наружного декора, отсутствие рельефов, замену аркатурно-колончатого пояса тройной лентой плоского резного орнамента. Верхняя часть собора имеет сложное композиционное решение, связанное с появлением под барабаном пьедестала, завершающегося поясом кокошников. Ос­новным строительным материалом служит известняк.

Во второй половине XIV в. по велению Дмитрия Донского Московский Кремль укрепляется за счет увеличения длины, коли­чества башен и расширения стен, возведенных из камня. Укрепля­ются и окрестные города, например, Коломна и Серпухов, которые были форпостами Москвы на пути к Золотой Орде (9).

Существенно укрепляли столицу близлежащие монастыри. До­статочно яркую и новую струю в эту архитектуру внесли зодчие Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 20-х гг. XV в.). Они решительно изменили конструкцию храма. В основном четверике здания были опущены угловые части, поэтому центральные члене­ния фасадов кажутся приподнятыми. Второй ярус состоит из трех­лопастных арок с крупными кокошниками. В подножье барабана помещены кокошники поменьше. Венчает храм один стройный купол. В результате вся пышно декорированная композиция при­обрела необычайно подвижный, динамичный облик, утратив тяжеловатость, столь характерную для некоторых крупных каменных сооружений прежних лет.

Огромный размах строительства, связанного с возведением кре­постных стен, культовых и дворцовых зданий Московского Кремля конца XV— начала XVI в., способствовал совершенствованию тех­ники кладки из кирпича, ставшего с этого времени основным строительным материалом. Образцом технического мастерства было строительство Успенского собора. Русские мастера начали строить Успенский собор, но секреты строительства подобных сооружений были забыты и недостроенный собор рухнул — фундамент не вы­держал тяжести стен. В Москву был приглашен итальянский архи­тектор Аристотель Фиораванти. Он начал строить в Кремле Успенский собор по образцу древнерусских храмов. В московском Успенском соборе много традиционных для русской архитектуры черт: пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс. Величественный и спокойный по своей архитектуре, мону­ментальный Успенский собор стал центром не только Соборной площади Кремля, но и всей Москвы. Из каждой части города были видны его золотые купола.

В этот период возводятся также Успенский собор в Коломне и Звенигороде, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре и др.

В XVI столетии господствующим стилем в архитектуре стал шатровый — без столбов внутри здания, с шатровым покрытием, с украшением «ракушками» и узорочьем (церковь Вознесения в Ко­ломенском). С 1475 г. белокаменное строительство заменяется кирпичным. В 1489 г. в Кремле возводится Благовещенский собор, который был создан псковскими архитекторами, славившимися своими строительными навыками. Он служил дворцовой церковью русских царей. Здесь соединились черты псковской и московской архитектуры. Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор, построенный как усыпальница князей и царей. Он был возведен в 1505—1509 годах итальянцем Алевизом Новым. Как и Успенский собор, он шестистолпный, пятикупольный, с пятью апсидами при трех нефах. Его стены украшены пышными деталями венецианской ордерной архитектуры, незнакомыми на Руси карнизами, коринфскими пилястрами. Каждая закомара со­бора украшена раковиной (9).

В те же годы старые стены Кремля заменяются новыми, обра­зованный ими треугольник хорошо вписывается в рельеф местности. Многочисленные кремлевские башни получили шатровый верх. Они имели фортификационное назначение, но, вместе с тем, выполняли роль триумфальных въездов. На Спасской башне уста­навливаются первые часы — вокруг неподвижной стрелки вращался ярко расписанный циферблат. В постройке стен деятельное участие принимает мастер Ермолин, который нам известен как реставратор собора в Юрьеве-Польском. Позднее на его место приходят италь­янцы — Марко Руффо и Пьетро Солари, которые воздвигают Гра­новитую палату (1487—1491), получившую свое название по облицовке ее фасада граненым камнем. Ее парадный зал, располо­женный во втором этаже, перекрыт крестовыми сводами, опираю­щимися на центральный столп. В память о битве за Казань, происшедшей в день Покрова 1 октября 1552 года, в Москве был построен Покровский собор, впоследствии названный храмом Ва­силия Блаженного. Из текста летописи XVII в. известно, что его авторами были два архитектора — Посник и Барма. Этот храм, построенный на Красной площади, доминировал над кремлевскими соборами, расположение в центре Москвы определило его общена­родное значение.

XVI в. был периодом расцвета крепостного зодчества. Строятся крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Зарайска, Пскова, Смоленска, а также Соловецкий, Кирилло-Бе-лозерский, Троице-Сергиев монастыри. Возникают новые крепост­ные сооружения в самой Москве: Китай-город, Белый и Земляной города. К этому периоду относятся и отдельные дошедшие до наших дней деревянные церкви. Конструктивные приемы русских масте­ров были просты и разумны. Уложенные один на другой венцы создавали клеть. Восьмигранные срубы обычно заканчивались шат­ром, который венчала маленькая луковичная главка. Шатровая церковь явилась самым совершенным созданием русской деревян­ной архитектуры (1).

В каменной архитектуре XVI в. искания нового национального стиля наиболее полно выразились в строительстве столпообразных шатровых храмов. Новаторской и самобытной конструкцией камен­ных храмов Московской Руси были шатровые покрытия, начало широкого применения которых — середина XVI в. Самым выдаю­щимся памятником такого типа явилась церковь Вознесения в селе Коломенском. Построенная в 1532 году по повелению великого князя Василия III в память о рождении долгожданного наследника, будущего царя Ивана Грозного, она возвышается на высоком берегу Москвы-реки, как бы господствуя над окружающей природой. Архитектура коломенского храма воплотила в камне славу и мощь русского государства.

Общий подъем национальной культуры, вызванный укреплени­ем русского национального государства, получил выражение и в развитии архитектуры. Ко второй половине XVII в. относится сооружение ряда замечательных памятников архитектуры: царского дворца в Коломенском, грандиозного и оригинального комплекса архитектурных сооружений так называемого Нового Иерусалима в подмосковном Воскресенском монастыре, церквей Грузинской Бо­жьей Матери в Москве и Покрова в Филях, многих интереснейших произведений гражданской и церковной архитектуры в Звенигоро­де, Ярославле, Вологде и других городах. Характерными чертами, присущими различным по назначению и художественной форме произведениям архитектуры, являлись нарядная пышность, эффек­тивная декоративность, красочность и богатство отделки, хорошо передающие общий жизнеутверждающий характер быстро развива­ющегося русского национального искусства XVII в.

Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пыш­ности и нарядности получает яркое выражение в украшении мону­ментальных кремлевских башен шатрами, имеющими чисто декоративное значение, а также в украшении белых стен Покров­ского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным узором (2). Архитекторами Ба-женом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарути-ным и Ларионом Ушаковым был построен в 1635—1636 годах Теремной дворец Московского Кремля. Его трехэтажный объем носит явно выявленный ступенчатый характер. Со всех сторон дворец окружает гульбище. Два пояса разноцветных поливных изразцов венчают верхний ярус здания. Первоначально стены двор­ца, интерьер которого особенно уютен, были расписаны (9).

Для второй половины века типичным становится небольшой храм — пятиглавый и бесстолпный, с трапезной, приделами, гале­реей, колокольней и крыльцами с шатрами. Таковы церкви Троицы в Никитниках и Рождества Богородицы в Путниках (Москва), соборы Ростовского кремля.

В эти годы в Ярославле, который особенно расцветает и богатеет, широко ведется храмовое строительство. Для храмов Иоанна Зла­тоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове характерно введение яркого узора из поливных изразцов. Разнообразные по форме изразцы составляют орнаменты, рельефом часто изображены фантастические животные или растения. В колорите преобладает сочетание желтого с зелеными и синими тонами. Яркие цветные изразцы придают зданиям подчеркнуто нарядный характер. Типич­ный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка в Ярославле — представляет обширный, хорошо освещенный внутри четырехстопный храм, окруженный крытыми галереями.

XVII в. был периодом расцвета деревянной архитектуры. К наиболее значительным светским постройкам принадлежал несох­ранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Дворец состоял из семи хором и представлял собой сложное по композиции здание, сочетавшее большое количество срубов-клетей, примыкавших друг к другу и соединенных переходами.

Исключительным по своеобразной красоте памятником русско­го деревянного зодчества справедливо считается церковь Преобра­жения в Кижах (ок. 1714). Это восьмерик с четырьмя прирубами. На четверике располагается еще два уменьшающихся по высоте восьмерика. Прирубы и ступенчатое покрытие храма увенчиваются ярусами бочек с главками. Одни поднимаются пирамидой к цент­ральной, самой большой главе. Ясность композиции церкви соче­тается с богатством форм (1).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!