Архитектура Киевской Руси

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Вместилищем всех древнерусских искусств был храм, поэтому мы и начнем наш разговор именно с архитектуры. Строительство в этот период получило широкий размах. Поражает огромное количество храмов, построенных за сравнительно неболь­шой срок, только в Киеве, по утверждению одного из современни­ков, уже в начале XI в. было 400 церквей.

Древнейшим каменным сооружением Киева была Десятинная церковь, выстроенная в честь Пресвятой Богородицы (Успения Богородицы; Богородица почиталась как защитница Руси и многие богородичные храмы на Руси были Успенскими). Монументальный шестистолпный храм, возведенный на главной площади «Владими­рова града» в 989—996 годах, стал известен благодаря археологиче­ским раскопкам, так как в 1240 году, во время разгрома Киева ханом Батыем был разрушен. Возвышавшийся в центре Киева храм пора­жал своей роскошью и величием. Князь Владимир жаловал десятую часть своих доходов на его содержание, отсюда название — Деся­тинная церковь. Она отличалась значительными размерами, была многоглавой'. Стены церкви были возведены из рядов тонкого кирпича-плинфы и серого бутового камня на растворе извести с примесью толченого кирпича (для прочности). Стены не штукату­рились и казались многоцветными благодаря особенностям кладки. Такая кладка называлась смешанной и была характерна для боль­шинства построек Киевской Руси. Внутри Десятинная церковь была богато декорирована. Мозаичные и майоликовые полы, цветные мраморы, облицовывавшие нижние части стен, фрески, покрывав­шие своды и купола, золотые и серебряные сосуды, светильники, кресты, иконы, вывезенные князем Владимиром из византийского города Корсуни — все способствовало тому нарядно-богатому впе­чатлению, которое производил храм внутри.

Для строительства Десятинной церкви были приглашены визан­тийские архитекторы. Они привнесли новую систему планового и пространственного решения архитектуры. В плане этот храм обра­зует квадрат, который внутри делится столпами на отдельные части, называемые нефами. Нефы вытянуты с востока на запад. На западе расположен вход в храм, на востоке в полукруглом выступе, име­нуемом апсидой, находится алтарь. Столпы, делящие пространство храма на нефы, создают в его плане крест, который определил тип церкви так же, как и купол, расположенный на средокрестии. С этого времени все русские церкви представляют собой постройки так называемого крестово-купольного типа, возникшего еще в VI в. в Византии. В дальнейшем принципы этого типа храма были усовер­шенствованы и развиты русскими зодчими (9).

При Ярославе Мудром Киев начинает соперничать с Царьгра-дом. Князь прилагает много усилий для украшения и укрепления русской столицы. Появляются новые оборонительные сооружения, отстраиваются каменные Золотые ворота (1037), представляющие собой высокую арку с надвратной церковью. Центральные врата городской Киевской стены назывались Золотыми не только по аналогии с константинопольскими, но и потому, что их деревянные створы были окованы позолоченной медью. Около них жители города торжественно встречали князей, возвращающихся из побе­доносных походов. Остатки двух мощных башен этих врат сохра­нились и до наших дней.

Как сообщает «Повесть временных лет», князь Ярослав Влади­мирович построил второй каменный храм Киева, который посвятил божественной премудрости Софии. Он был возведен в 1019— 1031/32 годах на месте древнего монастыря. Вероятно, что прото­типом для него послужила так называемая «Новая церковь» в Константинополе, законченная в 881 году. Однако Киевская Святая София значительно сложнее по своей архитектуре, в ней заметны художественные мотивы зодчества византийских провинций. Воз­веденная на высоком берегу Днепра София Киевская блестела тринадцатью свинцовыми куполами, которые составляли пирами­дальную композицию. У западных углов собора были выстроены лестничные башни, асимметричные и могучие, они усиливали монументальную торжественность храма, подчеркивая его особую роль в государстве. Здание окружали два ряда крытых галерей. Их высота была меньше основных стен храма. Вместе с куполами полусферической формы они придавали общему силуэту здания ту многоступенчатость, которая не была свойственна византийской архи- тектуре. Такой сложный силуэт появился у собора св. Софии под воздействием деревянного зодчества, может быть, деревянного храма св. Софии, построенного ранее в Новгороде (5; 19).

Интерьер собора был богато оформлен и как бы претворил религиозные, национальные и даже политические идеи, господст­вовавшие во времена Ярослава Мудрого. Создателям храма удалось найти верное решение в соотношении разнообразных деталей и украшений. В отличие от византийской традиции в оформлении интерьера киевского Софийского собора были совмещены техники мозаики и фрески. В основу художественного замысла был заложен контраст: между залитым светом центральным пространством и затененными помещениями под хорами. В лучах света искрились драгоценные мозаики, расположенные в центре, боковые же части были украшены фресками. Мрамор, майолика, шиферные плиты с рельефами и особенно живопись создавали главный декоративный эффект убранства. Приглашенные из Византии художники работали одновременно с местными живописцами. Подлинным шедевром Софии является огромная мозаичная фигура Богоматери-Оранты («Нерушимая стена»), изображение которой в полный рост (высота мозаики 4,45 м) заняло почти всю апсиду. Величественная фигура Богоматери, как бы парящей в огромном пространстве золотого фона, представлена фронтально, с поднятыми и открытыми к зрителю ладонями, молящейся за род человеческий. Плащ Богома­тери, спускающийся с ее головы на плечи, был окрашен пурпуром — царственным цветом, синее платье символизирует ее небесную сущность, а линии, отмечающие складки одежд, прочерчены поло­сами золота, что указывает на ее божественность. Перестроенная и сильно измененная в более позднее время церковь св. Софии в Киеве сохранилась до наших дней (19).

Историки и искусствоведы отмечают два самых впечатляющих памятника русской архитектуры одиннадцатого века — Софийский собор, построенный в Киеве, и Новгородский собор того же наи­менования, заложенный в 1045 году. Новгородский собор несколько лучше сохранился до немецкого нашествия, но был страшно по­врежден в 1944 году. Вторая святая София — Новгородская, была возведена на месте первой деревянной, уничтоженной пожаром в 1045 г. в самом центре новгородского детинца. Софийский собор был пятиглавым. Каждый, кто плыл по Волхову в Новгород, видел ее сверкающие купола издалека. Более строгая и менее роскошная, чем киевская, Новгородская София была прекрасна по-своему. Ее пропорции совершенно другие, апсиды вытянуты, главный объем храма прямоугольной формы. София Новгородская стала символом торжества православной веры и одновременно олицетворением складывающейся в этих землях русской государственности. Новго­родское княжество развивалось на просторах от Балтики до Ледо­витого океана и Урала. Поселения славян на этих территориях появились с незапамятных времен. Новгородцы —прекрасные тор­говцы и моряки, были людьми смелыми и любознательными. Они ходили на своих ладьях «из варяг в греки», доплывали до Ла-Манша и Гибралтара. Новгород был построен на двух берегах реки Волхов, вытекающей из Ильмень-озера, и, подобно Киеву, являлся средне­вековым православным городом, но с самобытным и интересным политическим и экономическим устройством. В XII в. на новгород­ских землях наметилось формирование местной, художественной школы. В ней отразились традиции православного искусства, суро­вая красота северного края, своеобразие общественного устройства и быта и, наконец, мужественный характер новгородцев. Новгород­ские мастера были знакомы с достижениями монументального киевского зодчества, иконописи, музыки, они восприняли грече­скую систему храмового искусства в уже адаптированном виде, что позволило им быстро идти по пути самобытного развития. Новго­родская «классика» отличается простотой, глубиной и одновремен­но праздничным, красочным восприятием мира и являет собой наступление зрелого периода в художественной культуре Древней Руси.

Самыми ранними памятниками своеобразной новгородской архитектуры домонгольского периода являются величественный собор Николы на Ярославовом дворище, храмы Антониева и Юрь­ева монастырей. Георгиевский собор Юрьева монастыря был по­строен в 1119 г. Его эпическое спокойствие и монументальные формы напоминают стилевые закономерности киевской архитекту­ры. Мы знаем имя зодчего, создавшего этот шедевр, так как в летописи сказано: «А мастер трудился Петр». Мастер Петр хорошо знал южнорусские традиции, но не стремился копировать их до мелочей. Верхняя часть храма выглядит асимметричной, что создает впечатление внутренней подвижности. Это удивительное решение в новгородском зодчестве раскрывает для нас красоту асимметрии (19).

Со второй половины XII— начала XIII в. в архитектуре начинает преобладать более простой стиль, храмы становятся компактными, увенчиваются одним куполом. Сохранилось несколько новгород­ских храмов этого периода: монастырская церковь Благовещения у деревни Аркажи (1179), храмы Петра и Павла на Синичьей горе (1185—1192), Рождества в Перыни (первая половина XIII в.), Св. Георгия на Старой Ладоге (вторая половина XII в). Удивитель­ным образцом архитектуры этого периода, сочетающим в себе суровую простоту и совершенство форм, являлась церковь Спаса Преображения на Нередице, созданная в 1198 г. Это постройка крестовокупольного типа, кубической формы, лишенная каких-ли­бо украшений, отличающаяся небольшой асимметрией, в линиях стен и вертикалей поражала лаконичностью и гармонией. Церковь на Нередице стала одной из самых болезненных потерь, понесенных во время немецкого нашествия.

В течение двенадцатого века большинство столиц удельных княжеств украсились церквями, каждая из которых не могла срав­ниться с роскошью Киевской Софии, но имела свой особый и неповторимый стиль. Вторая половина двенадцатого и начало три­надцатого века были периодом расцвета и суздальской архитектуры. Суздальские князья поддерживали дружественные отношения с Византией и со Священной Римской империей. Управляли Влади-миро-Суздальским княжеством в этот период такие одаренные правители, как Андрей Боголюбский и Всеволод III; оба князя активно занимались строительством. Из летописей известно, что Андрей приглашал в Суздаль архитекторов из разных стран, воз­можно, нанимал некоторых грузинских и армянских архитекторов, а также строителей из Западной Руси (Галиции). Два выдающихся архитектурных памятника периода княжения Андрея — Успенский собор во Владимире (построен в 1158—1161 гг., восстановлен в 1185—1189 гг., перестроен в 1194 г.) и редчайшая по изяществу и совершенству пропорций, миниатюрная церковь Покрова Богоро­дицы на берегу реки Нерль недалеко от Боголюбова (1165 г.). Во времена княжения Всеволода во Владимире был возведен Димит-риевский собор (1194—1197 гг.), известный декоративной отделкой внешних стен. Сыном Всеволода Святославом был построен Геор­гиевский собор в Юрьеве-Польском, (1230—1234 гг.). Его фасады также украшала великолепная резьба. Хотя каждая из этих церквей отличается индивидуальностью, все они принадлежат одному об­щему архитектурному стилю — «суздальскому», для которого харак­терна гармоничная композиция и изящество линий и совершенство отделки. Впоследствии суздальские храмы, в свою очередь, послужили образцом для московских церквей пятнадцатого столетия, построенных итальянскими мастерами (9).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!