Архитектура и живопись Руси

3 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

До конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впослед­ствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строитель­ства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма, имевший следующую схему построения. Внутреннее пространство здания расчленялось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединенных попарно арками, возводился "барабан", завершавшийся полусферическим куполом. Концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сво­дами, а угловые части - купольными сводами. Восточная часть здания имела выступы для алтыря - апсиды. Внутреннее про­странство храма делилось столбами на нефы (межрядные про­странства). Столбов в храме могло быть и больше. В западной части здания располагался балкон - хоры, где во время бого­служения находились князь с семьей и его приблеженные. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне. Иногда хоры соединялись пере­ходом с княжеским дворцом.

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце Х в. греческими мастерами. Она бы­ла разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031-1036 гг. в Чер­нигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преоб-раженский собор - самый "византийский", по мнению специалис­тов, храм Древней Руси.

Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве - огромный пятинефный храм, построенный в 1037-1054 гг. греческими и русскими мастерами. В древности он был окружен двумя открытыми галереями. Стены сложены изря-дов тесаного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стенбыла и у большинства других храмов Киевской Руси. Киевская София уже значительно отлича­лась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчавших его куполов, в чем сказались, веротно, традиции деревянного строительства. В XI в. в Киеве было возведено еще несколько каменных построек, в том числе и светских. Успенская церковь Печерского монастыря положила начало распространению однокупольных храмов.

Вслед за Киевской Софией были построены Софийские собо­ры в Новгороде и Полоцке.Новгородская София (1045-1050) су­щественно отличается от киевского собора. Она проще, лаконич­нее, строже своего оригинала. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству:кладка стен из ог­ромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, аркатурный пояс на барабане и др.Частично это объясняется связями Новгорода с Западной Ев­ропой и влиянием романской архитектуры. Новгородская София послужила образцом для последующих новгородских построек начала XII в.: Николо-Дворищенского собора (1113), собора в Антониева (1117-1119) и Юрьева (1119) монастырей. Последней княжеской постройкой этого типа является церковь Иоанна на Опоках (1127).

С XII в.начался новый этап в развитии русской архитекту­ры. Зодчество ХП-ХШ вв.отличается от архитектуры предше­ствующего времени меньшей масштабностью зданий, поисками наиболее простых, но в то же время красивых форм, простотой отделки. Наиболее типичным стал кубический храм с позакомар-ным покрытием и массивной главой. При сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатывались местные ее особенности.

Со Второй половины XII в. заметно ослабевает византийское влияние, что ознаменовалось появлением в древнерусской архи­тектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийс­кому зодчеству.Наиболее ранним примером такого храма явля­ется собор Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке (до 1159 г.), а также собор Михаила Архангела в Смоленске (1191-1194) и церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII в.). Устрем­ленность здания вверх подчеркивалась высоким стройным барабаном, вторым ярусом закомар и декоративными кокошниками у основания барабана.

Заметнее становится влияния романского стиля. Оно не зат­рагивало основ древнерусской архитектуры - крестово-купольной конструкции храма с позакомарным покрытием, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, подобия кон­трфорсов на внешних стенах, группы полуколонн и пилястр, ко­лончатые пояса на стенах, перспективные порталы и. Наконец, .причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен. Ис­пользование элементов романского стиля распространилось в XII в. в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси.

К сожалению, памятники зодчества Галицко-Волынской земли сохранились плохо. 30 каменных построек Галича известны лишь по археологическим данным. Образцом галицкой архитектурной школы был Успенский собор, сооруженный в Галиче при Яросла­ве Осмомысле. Особенность галицкой архитектуры состояла в органическом соединении византийско-киевской пространствен­ной композиции с романской строительной техникой и элемен­тами романского декоративного убранства.

Установление в Новгороде республиканского строя привело к значительной демократизации культуры, что не могло не ска­заться и на архитектуре. Сокращалось княжеское строительство. Заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, коллективы прихожан. Церкви были центрами общественной жизни отдель­ных районов города, нередко они служили складом товаров, мес­том хранения имущества горожан, в них собирались братчины. Возник новый тип храма - четырехстолпный кубический храм с одним куполом и тремя апсидами, отличавшийся небольшими размерами и простотой в оформлении фасадов, например: церкви Благовещения в Аркажах близ Новгорода (1179), Петра и Павла на Синичьей горке (1185-1192), Параскевы Пятницы на Торгу (1207) и др. Подобные церкви строили и князья в своей загород­ной резиденции на Городище. К этому типу церквей принадлежа­ла построенная в 1198 г. церковь Спаса-Нередицы (разрушена в годы войны).

Древнейшим памятником псковской архитектуры является дошедшая до нас церковь Спаса в Мирожском монастыре (середина XII в.), отличающаяся от новгородских построек от­сутствием столбов. Приземистый трехглавый собор Ивановского монастыря напоминает церковь Спаса-Нередицы. Из памятников Старой Ладоги сохранились только церкви Георгия и Успения, близкие по своему архитектурному облику к новгородским па­мятникам.

Каменное строительство во Владимиро-Суздальской зем­ле начинается на рубеже Х1-Х11 вв. с возведением Владимиром Мономахом собора в Суздале, но наивысшего расцвета оно дос­тигает в XII - начале XIII в. В отличае от суровой архитектуры Новгорода зодчество Владимиро-Суздальской Руси носило пара­дный характер, выделялось изысканностью пропорций, изяще­ством линий.

Особенно влияние романской архитектуры сказалось на влади-миро-суздальском зодчестве. Согласно летописи, Андрей Бого-любский, обстраивая свою столицу, собирал "из всех земель мас­теров", среди них были и "латиняне". Сказались и прочные связи с Галицко-Волынской Русью, откуда, вероятно, были заимствованы технические приемы строительства. Из точно подогнанных и гладко отшлифованных белокаменных блоков выкладывали на­ружную и внутреннюю поверхности стен, а промежуток запол­няли камнями и заливали раствором извести. Это типично ро­манская кладка.Романское происхождение имеют многие эле­менты декора, в частности рельефная резьба по камню.

Первые постройки этого типа - Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, возведенные в 1152 г. Это одноглавые четырехстолпные храмы, для которых еще характерны грузность пропорций и декоратив­ная бедность фасадов.

Большого подъема достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Возводятся городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые ворота. В загород­ной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с бело­каменными башнями. Собор Рождества Богородицы, являвшийся центром всего ансамбля, был соединен переходами с двухэтаж­ным каменным дворцом. До нас дошли только остатки этих со­оружений. В 1158 - 1161 гг. был построен Успенский собор, бо­гато декорированный резным камнем. Признанным шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нер-ли (1165), отличающаяся совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью ввысь.

В последней четверти XII в. завершается в основном сложение архитектурного ансамбля Владимира. После пожара 1184 г. перестраивается и получает окончательные формы Успенский со­бор. Выросли ансамбли Рождественского (1192-1196 и Княгинина (1200 -1201) монастырей.

Особое место во владимирской архитектуре этого времени занимает Дмитриевский собор, возведенный в 1194 - 1197 гг. в центре княжеского дворца. Он отличается богатством белока­менной резьбы и представляет собой великолепный синтез архи­тектуры, белокаменной пластики и живописи. В пластике Дмит­риевского собора гораздо отчетливее по сравнению со скульпту­рой предшествующего времени проявляется русская художе­ственная манера. Каменная резьба приобретает неповторимую оригинальность: под влиянием традиций русской народной дере­вянной резьбы она становится более плоской и орнаментальной в отличие от "круглой" романской. Русские камнерезчики мрач­ным и устрашающим сюжетам, преобладавшим в западноевро­пейской романской пластике, предпочитали более жизнерадос­тные мотивы. Резной декор Дмитриевского собора называют по­эмой в камне:в нем причудливо переплетаются библейские, апок­рифические и языческие мотивы.

Традиции и приемы, выработанные мастерами владимирской школы, продолжали развиваться в Суздале, Юрьеве-Польском, Нижнем Новгороде. Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230 - 1234) был покрыт декоративной резьбой сверху донизу. Рельефные изображения на фоне сплошного коврового узора об­разовывали законченные сюжетные композиции. К сожалению, собор не сохранился в первоначальном виде. После того как об­рушились его своды и верхние части стен, он был заново сложен в 1471 г., при этом блоки белого камня были частично утрачены и перепутаны. Георгиевский собор является последним памятни­ком владимиро-суздальского зодчества. Его называют "лебединой песнью" русской архитектуры домонгольского времени.

С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Византия не только позна­комила русских художников с новой для них техникой живопи­си, но и дала им иконографический канон, неизменность которо го строго оберегалась церковью. Это в известной степени сковы­вало художественное творчество и предопределило более дли­тельное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, которые принесли с собой сложившуюся иконографию и систему расположения сю­жетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Суровой красотой и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торже­ственной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их исполнители мастерски использовали разнообра­зие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Богома­тери Оранты в алтарной апсиде и погрудное изображение Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения прониза­ны идеей величия, торжества и незыблемости православной цер­кви и земной власти.

Уникальными памятниками светской живописи являются рос­писи стен двух башен Софии Киевской. Здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы. По своему характеру они далеки от обычных церковных росписей. Среди фресок Со­фии два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.

Мозаики собора Михайловского Златоверхого монастыря от­личаются довольно свободной композицией, живостью движений и индивидуальными характеристиками отдельных персонажей. Хорошо известно мозаичное изображение Дмитрия Солунского -воина в золоченном панцире и синем плаще. К началу XII в. до­рогая и трудоемкая мозаика целиком вытесняется фреской.

В XII - XIII вв. в живописи отдельных культурных центров все заметнее становятся местные особенности. Во второй половине XII в. формируется специфический новгородский стиль мону­ментальной живописи, который достигает наиболее полного вы­ражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благове­щения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах в отличие от киевских заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконогра­фических типов, что диктовалось желанием создать искусство, доступное для восприятия не искушенного в теологических тон­костях человека, способное непосредственно воздействовать на его чувства. В меньшей мере демократизм новгородского искус­ства проявился в станковой живописи, где местные черты выра­жены слабее. К новгородским иконам относится икона "Ангел Златые власы", привлекающая внимание лиризмом образа и светлым колоритом.

От живописи Владимиро-Суздальской Руси домонгольского времени до нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Основываясь на этом матери­але, исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении владимиро-суздальской школы живописи. Наилуч­шей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением "Страшного суда". Она создана двумя мастерами -греком и русским. Лики апостолов и ангелов, принадлежащие кисти русского мастера, проще и задушевнее, наделены добротой и мягкостью, в них нет напряженного психологизма, свойствен­ного манере греческого мастера. К владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII - начала XIII в. Самой ранней из них является "Боголюбская Богоматерь" (середина XII в.), стилистически близкая к знаменитой "Владимирской Богома­тери" - иконе византийского происхождения. Большой интерес представляет икона "Дмитрий Солунский": Дмитрий изображен сидящим на троне в дорогих одеждах, в венце, с полуобнажен­ным мечом в руках. Предполагают, что это портретное изобра­жение князя Всеволода Большое Гнездо.

Распространение письменности, появление книг привело к воз­никновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в "Остромировом евангелии" (1056-1057), где помещены изображения трех еванге­листов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие (на перегородчатую эмаль). В "Изборнике" князя Свя­тослава (1073) помещена миниатюра, изображающая семью князя Святолава, а также рисунки на полях, имеющие сходство со свет­ской живописью киевской Софии.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!