Архитектура и живопись на Руси

3 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

На целых полстолетия прекратилось каменное строительство в России в результате монголо-татарского нашествия. Оно возоб­новилось лишь с конца XIII в. С этого времени ожили и полу­чили новое развитие традиции областных архитектурных школ, сложившиеся в предшествующий период.

Одним из крупнейших центров развития искусства в XIV - XV вв. был Новгород, переживавший в это время экономический и политический подъем. Высокий уровень городской жизни, осо­бенности социально-политического строя Новгородской фео­дальной республики обусловили характерные черты новгородс­кого искусства, наличие в нем сильной демократической струи. Как прежде, новгородские постройки возводились на средства отдельных бояр, купеческих объединений и коллективов "уличан", и в них отражались вкусы заказчиков.

Основываясь на традициях архитектуры домонгольского вре­мени, новгородские зодчие вели поиск новых художественных и строительно-технических решений. Направление этих поисков определилось уже в самой первой постройке, возведенной после значительного перерыва, - в церкви Николы на Липне (1292). Зодчие внесли много нового в традиционный тип четырехстолп-ного одноглавого храма кубической формы. Они заменили по-закомарное покрытие трехлопастным, отказались от членения фасадов лопатками, уменьшили число апсид с трех до одной, опустив ее до половины высоты храма. Это придавало зданию массивность и монолитность. Новгородские строители перешли к кладке из грубо отесанных известняковых плит с использовани- ем валунов и частично кирпича, что еще более усиливало впе­чатление силы и мощи. Здесь ясно проявилась характерная осо­бенность новгородского искусства, отмеченная И.Э.Грабарем:

"Идеал новгородца - сила, и его красота - красота силы".

Новые искания и старые традиции отразились в церкви Спаса на Ковалеве (1345) и церкви Успения на Волотовом поле (1352). Это промежуточное звено в процессе складывания того стиля в новгородском зодчестве, который представлен пост­ройками второй половины XIV в. Классическими образцами этого стиля являются церковь Федора Стратилата (1360-1361) и церковь Спаса на Ильине улице (1374). Характерная черта этого стиля - нарядное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, треугольными впадинами, скульптурными вкладными крестами. Многие ниши были запол­нены фресковыми росписями.

В дальнейшем новый архитектурный стиль почти не изменялся. Более того, в XV в. проявилось стремление к воспроизведению архитектурных форм XII в. В этом возрождении культурных тра­диций   проявился сепаратизм новгородской аристократии, ее стремление сохранить "старину и пошлину" независимой Новго­родской боярской республики.

В Новгороде велось и крупное гражданское строительство. В Кремле в 1433 г. немецкие и новгородские мастера построили Грановитую палату, предназначавшуюся ля торжественных при­емов и заседаний Совета господ. На владычном дворе была воз­ведена Часозвоня (1443) - восьмигранная башня на прямоуголь­ном основании. Некоторые новгородские бояре строили себе ка­менные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный детинец, который впоследствии не­сколько раз перестраивался. Были возведены укрепления Старой Ладоги, Порхова, Копорья, Яма, Орешка.

Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившего­ся в середине XIV в. от Новгорода и ставшего центром само­стоятельной феодальной республики. Больших успехов достигли псковичи в крепостном строительстве. В 1330 г. были возведе­ны каменные стены Изборска - одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси.  В самом Пскове был построен большой каменный Кремль, общая длина стен которого со­ставляла около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны, почти лишены декоративного убора. В 1365-1367 гг. "на старой основе" храма XII в. был заново выстроен городской собор Троицы, при этом псковские мастера внесли много нового в традиционную схему крестово-купольного храма, придав верх­ней части сооружения динамичную устремленность ввысь. Ха­рактерны для псковского одчества каменные звонницы, состо­явшие из нескольких пролетов. Псковские мастера разработа­ли особую систему перекрытия здания взаимно перекрещиваю­щимися арками, что дало возможность позднее освободить храм от столбов. Этот прием сыграл существенную роль в создании типа малой бесстолпной "посадской" церкви. Своим мастерством псковские зодчие завоевали общерусскую известность. Они сыг­рали большую роль в московском строительстве в XV - XVI вв.

Первым городом Северо-Восточной Руси, в котором возоб­новилось каменное строительство, была Тверь. Здесь в 1285 -1290 гг. был построен собор Спаса-Преображения - шестистолп-ный крестово-купольный храм, украшенный белокаменными рельефами. Образцом для него послужил владимирский Успенс­кий собор. В начале XIV в. была построена еще одна каменная церковь, но затем последовал длительный перерыв в строитель­стве, вызванный ослаблением Твери в результате ее разгрома после восстания 1327 г. Лишь с конца XIV в. наступил новый его подъем. Из тверских построек того времени до нас дошла церковь Рождества Богородицы в селе Городне на Волге.

Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма: Успенский собор, церкви Ива­на Лествичника и Спаса на Бору, Архангельский собор. Ни один из них не дошел до нашего времени, но есть основание предпо­лагать, что выстроены они были в духе традиций владимиро-суздальского зодчества. Несколько камней, уцелевших от церкви Спаса на Бору, свидетельствуют о том, что она была украшена резьбой.

В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль, единствен­ный во всей Северо-Восточной Руси того времени. Это свиде­тельствовало о возрастании политического могущества Москвы. Накануне Куликовской битвы в Коломне был построен Успен­ский собор, превосходивший по размерам все московские хра­мы. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.), собор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигоро­да (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422).

Образцами для них послужили церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире, хотя постройки начала XV в. более приземисты и суровы, а их убранство скромнее. Под­черкнутый интерес к архитектуре Владимира обусловливался политической идеей владимирского наследства, пронизывавшей всю московскую политику и отразившейся в других сферах куль­туры.

Это вовсе не значит, что московские зодчие только копиро­вали имевшиеся образцы. Особый интерес они проявляли к разработке и созданию новой, устремленной ввысь композиции всего храмового здания. Это достигалось за счет ступенчатого расположения сводов и размещения нескольких рядов кокошни­ков у основания барабана. Стремление к преодолению "кубич-ности" и приданию всей композиции динамизма особенно ярко проявилось в соборе Андроникова монастыря (около 1427 г.). Эта тенденция становилась ведущей в москоском зодчестве.

Вторую половину XIV - начало XV в. называют "золотым веком" стенной живописи Древней Руси. Успешно развивается новгородская монументальная живопись, опиравшаяся на мес­тные традиции и использовавшая достижения византийского ис­кусства. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, рабо­тавший сначала в Новгороде, а потом в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV в. уже зрелым живописцем и отдал свое мастерство новой родине. Лучшей работой Феофа­на, наиболее полно раскрывающей самобытность и мощь его творчества, является фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице. Для Феофана Грека характерны смелая живописная манера, свобода в обращении с иконографическими традициями, виртуозность исполнения, интерес к характеру, внутреннему миру человека. В своих персонажах он воплощал одухотворен­ность человека, силу его внутренней эмоциональности, стремле­ние к возвышенному. Бурная, темпераментная живопись Фео­фана - яркое проявление экспресивно-эмоционального стиля в русском искусстве этого времени.

К фрескам Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине близки по манере исполнения фрески церкви Федора Стратилата. Одни исследователи считают их произведением Феофана, другие - ра­ботой его учеников.

Замечательным памятником новгородской живописи был и комплекс фресок Волотовской церкви (погиб во время Вели­кой Отечественной войны), в котором ярко проявились свобода художественного творчества, стремление преодолеть традицион­ные каноны церковной живописи. Эти фрески отличали пре­дельная динамика в построении композиции, глубокая эмоцио­нальная насыщенность.

По-иному выглядят фрески церкви Спаса на Ковалеве, ко­торым свойственны черты аскетизма. Исследователи видят в них влияние южнославянской художественной традиции и счи­тают, что они написаны сербскими художниками.

В XV в. монументальная живопись все более усваивала догма­тические черты официально-церковной идеологии. Но в Новгоро­де иконописание еще оставалось связанным с  демократичес­кими кругами, о чем свидетельствовали простота трактовки сюжетов, широкое распространение икон популярных в народе святых, воспринявших на себя функции языческих божеств -покровителей различных хозяйственных занятий. Расширялись узкие рамки религиозной тематики.

Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй поло­вине XV в. вызвало появление иконы "Чудо от иконы Знамения", которая более известна под названием "Битва суздальцев с нов­городцами". Она воспринимается как историческая картина. Тема ее - поражение суздальского войска под стенами Новго­рода в 1169 г. Икона должна была вызвать чувство местного патриотизма и вдохновить на борьбу за сохранение независимос­ти Новгорода, которому в трудный час приходили на помощь "силы небесные". Таков публицистический подтекст иконы. Един­ственным в своем роде образцом коллективного портрета боярс­кой семьи является икона "Молящиеся новгородцы" (1467).

Высокого расцвета достигла живопись в Москве в конце XIV - начале XV в. Здесь в это время окончательно сладывается рус­ская национальная школа живописи, наиболее ярким представи­телем которой был гениальный русский художник Андрей Руб­лев. Его предшественником по росписи московских церквей был Феофан Грек, переехавший в 90-х годах в Москву. Мос­ковские росписи Феофана не сохранились.

Андрей Рублев родился около 1360 г. Он был монахом Троице-Сергива монастыря, а затем - Спасо-Андроникова. В 1405 г. он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца распи­сывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 г. Рублев вместе с Даниилом Черным работал над фреска­ми Успенского собора во Владимире, а затем  они украсили фресками и иконами Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни А. Рублев расписал собор Андроникова монастыря. Андрей Рублев умер около 1430 г . и похоронен в Андрониковой монастыре.

Наиболее ранними из известных в настоящее время работ Рублева считаются фрески Успенского собора во Владимире, созданные им совместно с Даниилом Черным. Одна из них -"Шествие праведников в рай". В этих работах проявились харак­терные черты рублевского стиля, которому свойственна лири­ческая умиротворенность. Персонажи Рублева мягче, человеч­нее, чем в живописи Феофана.

Самая известная работа Рублева - икона 'Троица" написана им для иконостаса Троицкого собора. В ней с редкой художе­ственной силой выражена гуманистическая идея согласия и че­ловеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершен­ства и чистоты. Замечательны по глубине психологической ха­рактеристики и мастерству исполнения изображения архангела Гавриила и апостола Павла из того же иконостаса Троицкого со­бора. Национальный характер творчества Рублева нашел особен­но яркое выражение в его "Спасе" из Звенигорода.

В творчестве А.Рублева, писал исследователь древнерусского искусства В.Н.Лазарев, "получает свое логическое завершение процесс обособления русской живописи от византийской, наме­тившийся уже в XII веке и развивавшийся в непрерывном нарас­тании вплоть до XV века. Рублев окончательно отказывается от византийской суровости и византийского аскетизма. Он из­влекает из византийского наследия его античную,э ллинистичес-кую сердцевину... Краски русской природы он переводит на вы­сокий язык искусства,давая их в таких безупречно верных соче­таниях, что им присуща, подобно творению великого музы­канта, абсолютная чистота звучания".

Культурное развитие русских земель в XIII - XV вв. было чрезвычайно важным этапом формирования общерусской куль­туры, вобравшей в себя достижения местных культур. Завер­шение этого процесса относится к следующему периоду, начав­шемуся с конца XV в.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!