Архитектура и живопись на Руси в XVII веке

6 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Как и другие сферы русской культуры XVII в., зодчество об­наружило тенденцию к усилению светских мотивов, к "обмирщению", отказу от строгих церковных канонов. Главное, что характеризует архитектуру этого времени, - это отход от средневековой строгости и простоты, стремление к внешней на­рядности, живописности, усиление в ней декоративного начала. "Дивное узорочье"-так сами современники определили суть но­вых веяний в зодчестве.

Одним из наиболее замечательных светских зданий первой половины XVII в. является Теремной дворец в Московском Кремле, построенный в 1635-1636 гг. русскими зодчими Б.Огур-цовым, А.Константиновым, Т.Шарутиным и Л.Ушаковым, кото­рые в великолепных архитектурных формах, декоре этого дворца сумели выразить свое представление о прекрасном, воплотить замечательные черты русского народного искусства.Два пояса многоцветных сверкающих изразцов, резные белокаменные на­личники, золоченая кровля, красочные узоры на стенах придава­ли дворцу живописный, сказочный вид. "Зело пречудные палаты", - говорили о нем современники.

В церковном зодчестве продолжали развиваться традиции шатровой архитектуры, однако в шатровых постройках все более заметно выступает стремление к внешней нарядности, де­коративности убранства. Шатровый тип храма, воплощающий народную, светскую струю в зодчестве, получает широкое рас­пространение в первой половине XVII в. Наиболее эффектным памятником этого типа является Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), прозванная в народе "Дивной". Нарядная церковь была построена по заказу Д.М.Пожарского в Медведкове под Москвой.

В Троице-Сергиевом монастыре была возведена украшенная цветными изразцами церковь Зосимы и Савватия, в Вязьме - бо­гато декорированный небольшой пятишатровый собор.

Культовая архитектура постепенно утрачивает резкую обособ­ленность от гражданского строительства.Церкви становятся по­хожими на светские хоромы с характерной для них асимметрич­ностью форм.Усложнялись объемы, к основному массиву здания пристраивались различные приделы и пристройки, крытые папер­ти-галереи и нарядные крыльца, различные части здания соеди­нялись переходами, а в целом оно походило на ансамбль постро-ек.Широкое применение цветных изразцов, фигурного кирпича, разнообразных декоративных деталей придавало постройкам жи­вописность и нарядность.

Заказчиками церквей все чаще становились купцы и посадские общины, что играло большую роль в "обмирщении" церковного зодчества.Имеиао в "посадских" храмах наиболее выразительно проявлялось светское начало, отражались вкусы и настроения демократических слоев населения.Ярким примером такого рода построек служит церковь Троицы в Никитниках (в Москве), воз­веденная в 1628-1636 гг. по заказу богатого купца Г.Никит­никова. Она представляет собой целый комплекс разнохарактер­ных, но связанных единым замыслом построек. Своим асиммет­ричным планом церковь напоминает жилые хоромы. Ее отличают исключительное богатство декоративного убранства и жизнера­достность художественного облика .Церковь в Никитниках ока­зала влияние на целый ряд построек в других городах: на церковь Вознесения в Устюге, построенную по заказу купца Н.Ревякина, Троицкую церковь в Муроме и др.

Образцом посадского зодчества середины столетия является построенная в Москве по заказу прихожан церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652), отличающаяся причудливой композицией разных объемов и богатством "узорочья". Пять раз­новысоких шатров, венчающих основное здание, придел и крыль­цо, объединяются в единое целое возвышающимся в центре шат­ром колокольни.

Наиболее яркие образцы посадского зодчества возникли в Ярославле, одном из крупнейших торгово-ремесленных центров России. Богатые ярославские купцы, соревнуясь друг с другом, возводили постройки одну роскошнее другой. Большинство ярославских церквей превосходили размерами, богатством и обилием убранства столичные постройки этого времени. Их вне­шний облик совмещал в себе величественную монументальность древних пятиглавых соборов и изысканную нарядность, соответ­ствующую вкусам века. В 1647-1650 гг. по заказу купцов Скри-пиных была построена церковь Ильи Пророка, а в 1649-1654 гг. купцы Неждановские возвели еще более нарядную церковь Иоанна Златоуста, которая составила с построенными позже Владимирской церковью, шатровой колокольней и башнеобраз-ными воротами единый ансамбль. Вершиной ярославского посад­ского зодчества стала построенная в 1671-1687 гг. церковь Иоан­на Предтечи в Толчкове.Торжественная монументальность, оби­лие архитектурных деталей, гармоничное сочетание золота пят­надцати глав, венчающих основное здание и два придела, с крас­ным тоном кирпичных стен, расцвеченных голубоватым узором изразцов, выделяют этот храм даже среди ярославских церквей. "Ликующей симфонией народной фантазии" назвал его исследо­ватель древнерусской архитектуры Н.Н.Воронин.

Церковь упорно сопротивлялась "обмирщению" культового зодчества, проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 50-х годах запретил возводить шатровые храмы, выдви­нув в качестве образца традиционное пятиглавие. В своей строи­тельной деятельности он настойчиво пытался возродить стиль строгого монументализма. В этом стиле были построены Д.Охлебининым и А.Мокеевым Патриаршие палаты в Московс­ком Кремле с боллшим крестовым залом - сводчатой палатой без столпов, а также комплекс зданий в Иверском Валдайском мона­стыре, основанном Никоном (зодчий А.Мокеев).

Монументальным характером отличается и комплекс зда­ний Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха. Его строительство велось с 1656 по 1694 г. снача­ла А.Мокеевым, а затем Я.Бухвостовым, По замыслу Никона, в постройках монастыря должны были повториться главные христианские святыни. Воскресенский собор строился по об­разцу Иерусалимского храма "над гробом Господним", были использованы его чертежи и модель. Однако строители собо­ра, сохранив в основном план его прототипа, придали внеш­нему облику специфически русские черты, широко использо­вав в обработке фасадов и интерьеров многоцветные рельеф­ные изразцы. Соперничество со светской властью, стремление возвысить церковь вынуждало Никона использовать для этого весь арсенал художественных средств, в том числе и гонимое

им "узорочье".

Подражая патриарху, крупное строительство вели и другие церковные иерархи. Как воплощение идеи о главенстве церкви был задуман ансамбль построек ростовского митрополичьего двора - Ростовский кремль, возведенный митрополитом Ионой Сысоевичем в 70-80-х годах-Несмотря на явное тяготение к арха­изации, строгости и простоте, мы наблюдаем здесь нарядную де­коративность, проявившуюся как в общей композиции ансамбля, так и в отделке ворот, башен и стен.

Попытки церкви воспрепятствовать "обмирщению" зодчества, проникновению в него народных, светских элементов оказались безуспешными. И в условиях строгой церковной регламентации продолжалось строительство "посадских" храмов, в которых раз­вивалось демократическое направление в зодчестве, светское по своим художественным приемам. Об этом свидетельствуют церк­ви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, Николы в Хамовниках (в Москве), Троицы в селе Останкине и многие др.

Стремление к украшению, нарядности заметно и в крепостной архитектуре кремлей и монастырей. Изменил свой облик Московский Кремль. Еще в 1624-1625 гг. на Спасской башне рус­ский зодчий Важен Огурцов и англичанин Христофор Галовей сделали высокую кирпичную надстройку, богато украшенную белокаменными узорами, а в нишах были поставлены белокамен­ные "болваны" (статуи). Спустя полвека украшенные изразцами и белокаменной резьбойшатры появились и на других башнях Кремля. Теряет свой суровый облик и крепостная архитектура монастырей. Богатой декоративной отделкой были украшены стены и башни Ново-Девичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева, Спасо-Евфимьева и других монастырей. Нарядный ха­рактер придают монастырям и новые пышно декорированные трапезные, колокольни и церкви.

Богатые купцы и дворяне начинают строить для себя каменные жилые дома. В их строительстве также проявлялось стремление к отходу от традиционной простоты и строгости к богатому де­коративному оформлению фасадов. Примером таких зданий мо­гут служить сохранившиеся до настоящего времени в Москве палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набе­режной и дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переул-ке.Богатым декоративным убранством отличаются и жилые каменные дома, сохранившиеся в Ярославле, Калуге, Нижнем Нов­городе и в других городах.

Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникно­вению в конце столетия так называемого нарышкинского стиля (или "московского барокко"). Заметную роль в оформлении это­го стиля сыграла западноевропейская архитектура. Характерны­ми чертами нового стиля являлись четкость и симметричность композиции, подчеркнутая устремленность ввысь, многоярус-ность, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приемов многоцветной декоративной обработки здания (деко­ративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов).

Один из самых замечательных памятников этого ситиля-церковь Покрова в Филях, построенная в 1690-1693 гг. братом царицы Л.К.Нарышкиным. По композиционным приемам и дета­лям убранства к ней очень близка церковь в селе Уборы под Москвой, сооруженная зодчим Я-Бухвостовым.Другими образ­цами этого стиля являются трапезная Троице-Сергиева монасты­ря, многоярусная колокольня Ново-Девичьего монастыря, сплошь покрытый многоцветными изразцами Крутицкий теремок (зодчий О. Старцев), соборы в Рязани и Астрахани, соборы Иосифо-Волоколамского и Донскогомонастырей и другие памят­ники. Черты этого стиля проявились и в зданиях общественного характера-в богато украшенном белокаменной резьбой здании Печатного двора (1679) и в Сухаревой башне, построенной в 1692-1701 гт.зодчим М.Чоглоковым.

"Московским барокко" завершается развитие средневековой архитектуры и начинается история архитектуры XVIII столетия.

Общий для русской культуры XVII в. процесс "обмирщения" затронул и живопись. Новые явления в живописи начали прояв­ляться с середины столетия. Главным из них было становление и развитие реалистических тенденций. Художники этого времени стремились отразить в своем искусстве и донести до сознания современников прелесть и радость земного бытия. В рамках ре­лигиозной живописи развивается бытовой жанр, появляется пор­третная живопись.

Художественным центром, откуда шли новые реалистичес­кие тенденции, стала Оружейная палата, которую с 1655 г. возглавил боярин Б.М.Хитрово, тонкий ценитель и знаток искус­ства. Во главе нового направления стоял мастер Оружейной па­латы С.Ф.Ушаков (1626-1686). Вместе с ним работали Яков Казанец, Георгий Зиновьев, Степан Резанец, Федор Зубов, Иосиф Владимиров и многие другие выдающиеся живописцы. С этой средой связаны первые попытки дать теоретическое обоснование новому направлению. Своего рода манифестом его стал трактат о живописи {{.Владимирова, написанный им в 1664 г. в форме по­слания к Симону Ушакову. Выступая против слепого преклоне­ния перед стариной, он утверждал, что искусство должно быть близким к природе и радовать человека, а не подавлять его мрач­ными образами. По его мнению, "премудрый художник" что "видит или слышит, то и начертывает в образах или лицах и со­гласно слуху или виденью уподобляет". Он резко протестовал против канонической регламентации искусства. И.Владимиров положительно оценивал западное искусство и приводил доводы в его защиту.

Со своей стороны, СУшаков написал "Слово к люботщателем иконного писания" (1667), где решительно встал на защиту реа­листических тенденций, подчеркивая, что живопись должна от­ражать жизнь так же, как зеркало отражает реальные предметы. Художником должно руководить стремление к красоте. Теорети­ческие взгляды С.Ушакова и его сподвижников воплотились в художественных произведениях.

Черты нового стиля в живописи - отход от старых канонов, устремленность к реальной действительности, к бытовому жанру - отчетливо проявились в стенописи церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). Исследователи предполагают, что в росписи стен участвовали С.Ушаков и И.Владимиров.

Реалистические тенденции в станковой живописи ярче всего проявились в работах С.Ушакова. Центральной темой его твор­чества было изображение человеческого лица. В 1657 г. он напи­сал для церкви Троицы в Никитниках (Москва) голову Христа в архиерейском уборе - "Спас Великий архиерей". Он изобразил живое, тонкое, одухотворенное лицо человека. Самое известное произведение С.Ушакова - неоднократно им повторенный "Спас нерукотворный", в котором с использованием светотени хорошо переданы объемность классически правильного человеческого лица, ткань, на которой, согласно церковному преданию, возник образ Христа. В 1671 г. художник создал икону на традиционный сюжет Троицы", в которой стремился передать красоту не ду­ховную (как у А.Рублева), а земную, материальную, изобразив ангелов цветущими, полными здоровья.

К числу высоких достижений живописи относятся стенные росписи ярославских храмов конца XVII в. Особенно восхища­ют фрески церкви Ильи Пророка, исполненные артелью мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным, и фрески церк­ви Иоанна Предтечи, написанные под руководством Дмитрия Плеханова. Здесь весьма заметно воздействие светской, посадс­кой культуры, демократические элементы решительно вторгают­ся в церковно-догматическое искусство. В этих росписях господ­ствует стремление художников изобразить реальный, материаль­ный мир. Религиозные мифы, сюжеты "священной истории" они используют лишь как повод для изображения бытовых сцен, для рассказа о жизни земных людей во всем ее многообразии.

Чем шире распространялись реалистические тенденции и чем глубже они укоренялись в церковной живописи, тем решительнее выступали против них ревнители старины, которые отвергали всякие попытки художников приблизить изображаемое на иконах и на стенах храмов к реальной жизни, нарушить веками освящен­ные традиции иконописи. По их представлению, лица святых должны быть написаны "не по плотскому умыслу", не похожими на лица обыкновенных людей. Вот как обличал новшества в ис­кусстве пртопоп Аввакум: "Пишут Спасов образ Еммануила, ли­це одутловато, уста червонные, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, так же и у ног бедры толстые, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А то все писано по плотскому умыслу... " И хотя Авва­кум упрекал своего противника в том, что "все то кобель борзой Никон, враг, умыслил будто живыя писать", на самом деле пози­ция официальной церкви здесь ничем не отличалась от позиции раскольников. Сам Никон выступал ярым гонителем новых вея­ний в искусстве, устраивал даже публичные расправы над икона­ми нового письма. Церковь пыталась строго регламентировать темы и образцы церковной живописи.

В 1668г.появилась грамота трех патриархов - Паисия Алексан­дрийского, Макария Антиохийского, находившихся тогда в Мос­кве по случаю суда над Никоном, и Иоасафа Московского. В ней рекомендовалось установить контроль над иконописью. В 1669 г. вышел царский указ, требовавший придерживаться старых ико­нописных традиций и объявлявший о создании специальной ко­миссии для освидетельствования новых икон. Эти мероприятия тормозили развитие новых явлений в живописи.

С пробуждением интереса к человеку, к отдельной личности связано появление и развитие портретной  живописи  ("парсуны") - первого собственно светского жанра. В первой по­ловине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере и в старой иконной технике - на доске, яичными красками. Во вто­рой половине столетия изображения стали принимать более реа­листический характер, точнее передавать индивидуальные черты. Таковы портреты царя Алексея Михайловича конца 70 -х-начала 80-х годов и царя Федора Алексеевича 1686 г.

Живописцы стали писать портреты по западному образцу -масляной краской на холсте. Так, в конце XVII в. написаны порт­реты князя Б.И.Репнина, стольника Г.П.Годунова, Л.К.Нарыш-кина и многих др.

Русская живопись, успешно развивавшаяся в XVII в., оказала влияние на искусство украинского и белорусского народов, а также на искусство Молдавии и христианских стран Балканского полуострова и Закавказья. Русские мастера приезжали для рос­писи церквей на Украину, в Грузию, Молдавию. В 1641-1642 гг. по просьбе молдавского господаря русские живописцы Сидор Поспеев и Яков Гаврилов с товарищами были направлены в Яссы для росписи храма Трех святителей. Обращались с просьбой о присылке художников и грузинские цари. С конца XVI в. почти с каждым посольством в Грузию отправлялись и иконописцы, мно­гие из которых оставались там навсегда. Во многих местах Гру­зии занимались иконописью и живописью московские художники, особенно известен алавердский Егорьевский монастырь - там ра­ботало наибольшее их число. Установились связи и с Арменией. В России нашел себе вторую родину армянин Иван Салтанов, зачисленный в Оружейную палату и ставший одним из крупней­ших русских художников второй половины XVII в.

На протяжении XVII столетия русская культура сделала большой шаг вперед в своем развитии. В ней отчетливо прояви­лись принципиально новые явления, утверждавшиеся в борьбе с церковным мировоззрением. Однако эти новые, прогрессивные веяния были еще не так сильны, чтобы радикально изменить на­правление культурного процесса. Но их развитие создало пред­посылки того перелома в культуре, который совершился в начале следующего столетия.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!