Архитектура и изобразительные искусства в Риме эпохи Октавиана Августа

2 Янв 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Развитие изобразительных искусств и архитекту­ры в последний век Республики идет в том же на­правлении, что и в предшествующую эпоху. Извест­ная часть тех огромных богатств, какие притекали в Рим, вкладывалась в постройки и сооружения, как общественные, так и частные; преображавшие внеш­ний вид города, который превращался в эту эпоху в крупнейший мировой центр.

В последние десятилетия II в. до н.э. были по­строены два новых водопровода. Город украшается каменными арками, великолепными частными соору­жениями. Особенно прославились своими построй­ками Сулла, Помпей и Цезарь. Вполне допустимо предположение, что пребывание Суллы на Востоке породило в нем мечты перестроить Рим по образцу крупнейших эллинистических центров. Время Суллы - один из моментов наиболее интенсивного воз­действия эллинистических форм на римское искус­ство, и это находи^ отражение в архитектуре того времени.

Помпей построил огромный каменный театр, вме­щавший 10 тыс. зрителей. Здание было отделано мра­мором, поражало необычайной прочностью и невидан­ными размерами. Ряд других общественных зданий, построенных Помпеем, украсил римские площади.

Грандиозны были планы по перестройке Рима у Юлия Цезаря. Старый Форум был при нем вымощен, к северу от него был заложен другой Форум, в цент­ре которого должен был находиться храм Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), сделанный цели­ком из мрамора. Смерть помешала ему выполнить все свои планы. Часть задуманного и начатого Цеза­рем завершил потом Август, а многое так и осталось в проектах. Проекты Цезаря в известной степени предопределили дальнейший ход развития римской архитектуры. С него начинается изменение плана го­рода путем постройки новых форумов; он является инициатором превращения Рима в «мраморный» го­род. В отличие от сулланского периода архитектура времен Цезаря возвращается к италийским образцам,

увеличивая масштабы построек и вводя новое архи­тектурное оформление. Со времен Суллы новые зда­ния украшаются греческими статуями, барельефами и вазами. Скульптурные изображения играют, таким образом, декоративную роль. Их помещают в здани­ях и в садах. Исключительно высоко ценятся статуи

греческих мастеров. В Рим приходили целые суда, груженные греческими древностями. Одновременно в Риме появились мастера, изготовлявшие копии грече­ских и эллинистических образцов. Искусство копиро­вания достигло высокого уровня, хотя выпускалось немало вещей и низкого качества.

Римляне продолжали оста­ваться самостоятельными в ис­кусстве реалистического портре­та. В эпоху Суллы и в этой обла­сти усилилось влияние эллинис­тического искусства, но уже в пе­риод, следовавший за его смер­тью, т. е. в 70—60-х гг. I в. до н. э., наблюдается реакция. Так, например, скульптурный портрет Помпея отличается тщательной обработкой и прекрасной отдел­кой поверхности фактуры (скульптор использовал в этом отношении приемы высокой эл­линистической техники), но, изображая лицо, художник в духе римской традиции стремился пе­редать все индивидуальные чер­ты. Он далек от идеализации, свойственной греческим и элли­нистическим скульпторам. В духе своих этрусско-римских предшественников художник подчеркнул природные дефекты изображаемого человека. Он представил неподвижное мясис­тое лицо с узкими, маловыразительными глазами, маленьким вздернутым к верху носом.

Одним из лучших образцов портретного мастерства этого времени может служить бюст Цицерона. И в нем эллинистиче­ская техника обработки матери­ала и приемы обобщенного изо­бражения соединяются с рим­ским реализмом. Цицерон пред­ставлен пожилым человеком с несколько отяжелевшим лицом, открытым лбом и острым взгля­дом, на губах его— легкая ироническая усмешка. Перед нами не заурядный человек, а мыслитель и общественный дея­тель. Далеки от идеализации скульптурные портреты Цезаря, а также изображения его на мо­нетах. На основании этого мы можем судить, что для конца изу­чаемого периода характерна реакция, стремление вернуться к прежним италий­ским образцам.

Свое внимание художники времен Республики обратили на передачу индивидуальных черт лица: фигура, одетая в тогу, изображалась почти всегда стереотипно. Наряду с мужским в этот период появ­ляется и женский индивидуальный портрет, расцвет которого падает на императорское время. Большие успехи достигаются в этот период в ре­льефных изображениях. И здесь мы видим сочетание эллинистических и римских черт, на первых порах, правда, эклектическое. Один барельеф, например, представляет соедине­ние мифологических сцен, эллинистических по сво­им сюжетам и по технике исполнения, с изображе­нием римского жертвоприношения после ценза, которое дано в традиционном римском реалистиче­ском стиле. Рельефы эпохи Цезаря, как и другие памятники искусства той поры, свидетельствуют о попытках син­теза двух стилей изображения. Живопись в I в. все больше и больше применяется для целей декоратив­ных. В это время складываются различные стили стенной росписи, прекрасные образцы которой до­шли до нас в Помпеях.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!