Архитектура и искусство Поздней империи в Риме

20 мая 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Сказанное о литературе и поэзии приложимо так­же и ко всем видам пластических и изобразительных искусств. На первом месте стояла архитектура. По­стройки времен Северов и следовавших за ним динас­тий отличаются грандиозностью, техническим совер­шенством и богатством материала. Своими размерами, колоссальной тяжестью, блестящей внешней отделкой и пышностью постройки императоров династии Севе­ров и их преемников поражают и подавляют человека. Таковы, например, колоссальные термы Каракаллы. термы и дворцы Диоклетиана в Спалато (Салоны в Далмации) и Антиохии, арка Константина в Риме и многие другие. С технической стороны названные зда­ния, поддерживаемые дифференцированными сводами, с массой воздуха и света, указывают на высокий уро­вень античной строительной техники, но вместе с тем в них уже ощущаются элементы упадка и вырождения. Характер построек в Поздней империи оставался прежний. Строили термы, дворцы, водопроводы, ка­налы, мосты, арки, воздвигали колонны, обелиски и конные статуи. Самым грандиозным и типичным зданием позднеимператорского Рима были термы Каракал­лы. Это огромное здание с большим центральным помещением (cella media), окруженным целой систе­мой дополнительных, примыкавших к нему зданий.

В собственно банное помещение вело несколько входов, расположенных в различных направлениях. Каждый из входов вел прежде всего в переднюю (vestibulum) и раздевальню (apodyterium). Оттуда по­сетитель направлялся в главное помещение бань — парильню (tepidarium). Из парильни следовали в ван­ную комнату с теплой водой (caldarium), и, наконец, посетитель переходил во фригидарий (frigidarium), бассейн с холодной водой. Центральное отопление бань было расположено посреди двора-парка с мас­сой зелени и растений. В парке имелись специально устроенные помещения для отдыха, спорта и чтения.

С историко-архитектурной точки зрения термы Каракаллы представляют интерес как пример разре­шения античными архитекторами проблемы прост­ранства и света, важнейшей проблемы архитектуры поздней античности. При христианских императорах, кроме того, строилось много церквей (базилик), украшавшихся мозаикой, живописью и скульптурой2. По своим ар­хитектурным особенностям христианские базилики IV—V вв. представляют переход от античного типа построек к средневековым — романским и византий­ским памятникам. Исторически христианские базили­ки вышли из греческих базилик — роскошных зданий, служивших местом судебных, торговых и денежных операций. По сравнению с монументальными сводча­тыми и бетонными сооружениями язычников, христи­анские здания отличались большей легкостью и воз­душностью, что вызывалось религиозными мотивами, с одной стороны, и спешностью работы, с другой. В большинстве случаев христианские базилики строи­лись из материалов старых зданий — разрушенных языческих храмов, дворцов, крепостей и частных до­мов. Образцом христианских базилик считается бази­лика св. Петра и базилика св. Агнессы в Риме.

Базилики строились в Риме, Константинополе, провинциальных городах и местечках, магнатских поместьях и христианских катакомбах. Катаком­бами, большая часть которых относится к III и IV вв. и меньшая— к I и II вв., назывались длинные подзем­ные коридоры (пещеры), служившие местом погре­бения христиан. В катакомбах имелись базиликооб­разные часовни, в которых собирались «почитатели Христа» для отпевания покойников и совершения культовых обрядов. Ни один исторический памятник не свидетельствует с такой очевидностью и убеди­тельностью об умирании старого греко-эллинского мира, как масса христианских катакомб, образу ющая целый подземный Рим (Roma sotteranea)1.

В заключение надо отметить еще одну характер­ную для искусства и общего стиля Поздней империи черту — влияние Востока. Влияние Востока ощущалось во всех сферах жиз­ни — государственных учреждениях, императорском титуле, придворных церемониалах, костюмах, голо­вных уборах и т. д. К отличительным признакам восточного стиля надо отнести ослепительную тяжело­весную роскошь в быту и костюмах придворной аристо­кратии, пряность, многокрасочность, твердость линий и яркость цветов, с одной стороны, отход от реализма и склонность к формализму и стилизации, с другой.

Влияние восточных мотивов и вытеснение ими ста­рых классических форм отчетливее всего выступает в раннехристианском стиле, как это показали открытые при последних раскопках в Дура-Европос (Dura- Europos), на среднем Евфрате, фрески1. На основании этих фресок, пластических изображений на христианских саркофагах, стенах катакомб (катакомбная живопись) и других памятниках раннехристианского искусства мож­но заключить об отходе от реализма и орнаментализма классического стиля в сторону восточной символики и стилизации. Утрачивая связь с действительностью и ста­новясь лишь средством выражения абстрактных идей и целей, искусство из реалистического и орнаментально­го превращается в формалистическое и символическое. Позднеантичные, как и подражавшие им средневековые, художники в своем стремлении подчеркнуть главную идею допускают всевозможные отступления от реаль­ности, изображая, например, непропорционально боль­шую голову, гипертрофированные глаза, уши и т. д., а все остальное отодвигая на второй план или совершен­но опуская как несущественное. Так создавался своеоб­разный абстрактный «трансцендентный» стиль, зародив­шийся в поздней античности, но достигший полного рас­цвета в более поздние столетия; в византийском и сред­невековом искусстве.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!