Аргументация и структура выступления

Выступление будет более действенным, если при под­готовке к нему выполнить следующее:

1. Учесть условия работы, профессию, квалификацию слушателей, а также их интересы.

2. Подготовить основанную на опыте и ориентирован­ную на слушателя аргументацию. Для этого необходимо:

-   иллюстрировать теоретические положения приме­рами, взятыми из практики;

-   использовать результаты практического опыта для теоретического обобщения;

-   широко использовать факты, знакомые и понятные слушателям;

-   увязывать личный опыт слушателей, их знания с проблемами большой важности;

-   анализировать факты;

-   предлагать варианты решения конкретных задач и пути улучшения практической работы;

-   использовать сравнения и примеры, подтвержда­ющие положения выступления.

3. Учесть обстановку и попытаться облегчить воспри­ятие слушателями выступления (переходить от частного к общему и разъяснять общее на частных примерах).

4. В целях усиления внимания слушателей можно применить подготовленные фразы: «Теперь мне хотелось бы остановиться на...», а также риторические вопросы: «Какие из этого можно сделать выводы?». По отдельным разделам выступления и выступлению в целом целесооб­разно делать краткие выводы.

5. Выступление не должно быть очень длинным, ко­нечно, если это не в ущерб ясности.

Вводная часть выступления должна быть направлена на то, чтобы наладить контакт со слушателями, возбудить их интерес. Для этого заранее должны быть подготовле­ны цитаты, пословицы и поговорки, интересные случаи и примеры, взятые из личного опыта, ссылки на историче­ские примеры и факты, обоснование темы, утверждения, определения.

Необходимо учитывать, что многословие в начале речи снижает активность слушателей.

При подготовке выступления докладчик обязательно должен учитывать два момента: подготовленность ауди­тории и ее готовность к восприятию определенного ма­териала. В зависимости от конкретной обстановки при подготовке выступления можно использовать одну из сле­дующих возможностей:

-   детально разъяснить и изложить отдельные поло­жения либо их упомянуть;

-   глубоко раскрыть некоторые проблемы, либо оста­новиться на них вскользь;

-   сформулировать выводы, либо предоставить воз­можность сделать их слушателям;

-   детально аргументировать выдвинутое положение. Основная часть, ориентированная на психологию слу­шателей, должна предусматривать:

-   уровень подготовки слушателей;

-   настроение аудитории;

-   четкость обоснования;

-   эмоциональный накал и его усиление;

-   доходчивость и образность;

-   ясность построения.

Нередко при выступлении приходится пользоваться статистическим материалом. Поскольку статистические данные с трудом воспринимаются на слух, нужно придер­живаться следующих методических рекомендаций:

-   ограничиваться, по возможности, малым объемом цифровых данных;

-   выбирать из них наиболее важные;

-   предварительно решать, приводить ли абсолютные цифры или проценты, и т.д.

Успех доклада во многом зависит от того, насколько убедительна основная его часть, однако очень многое за­висит и от концовки. Нередко докладчики портят общее впечатление от выступления, допуская в конце доклада следующие ошибки:

-   растягивают   завершающую   часть   выступления, иногда вновь подменяя ею основную;

-   внезапно и неожиданно для слушателей обрывают выступление;

-   упускают основную подытоживающую функцию концовки, связывающую воедино все основные мо­менты сообщения.

Заключительная часть сообщения должна содер­жать:

-   краткое изложение основных мыслей;

-   объективные выводы из основного контекста;

-   личное отношение докладчика к сказанному;

-   призыв к слушателям (в форме положения, напомина­ния, требования к определенным действиям и т.д.).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!