Антропология как наука

16 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

 Введение 3

1. Антропология. Ее основные задачи, объект и предмет исследований 4

2. Антропологическая эволюция человека. Основные формы и их характеристика 10

3. Проблемы этногенеза. Цивилизация 14

Заключение 21

Список использованной литературы 22

Введение

 Выделение человека из животного мира - столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» совершенно особого типа.

Предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной и таинственной, как и возникновение жизни. И дело здесь не просто в недостатке фактов. Дело еще в новых и новых открытиях, порой совершенно обескураживающих, парадоксальных, которые колеблют теории, еще недавно казавшиеся стройными и убедительными. Неудивительно, что современные научные представления о становлении человека покоятся в основном на гипотезах. Более или менее достоверными можно считать лишь общие (но как раз философски значимые) контуры и тенденции этого процесса.

К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками «недостающего звена» в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам «прерыв постепенности» - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления. Это способствует правильному пониманию мировоззренческого масштаба проблемы, перед которой стоит антропологическое исследование, и оказывает на него эвристическое воздействие.

1. Антропология. Ее основные задачи, объект и предмет исследований

 Антропология - межотраслевая дисциплина, исследующая биологическую, культурную и социальную эволюцию человека как особого вида и человеческого общества (главным образом дописьменной эпохи) как особого типа социальной организации (1, с. 6). Она включает в себя множество отраслей, субдисциплин, направлений, тематических разделов, исследовательских парадигм, научных школ. Первоначально антропологию понимали как науку о происхождении и эволюции физической организации человека и различных рас, не включая социальные и культурные характеристики. Нынешние антропологи стремятся установить сходства и различия социальных форм жизни и культурных обрядов, религиозных верований и экономических систем самых разных типов обществ: древних и современных.

Сегодня антропология перестала быть узким тематическим направлением. Это особая философия, особый взгляд на мир, и ему подвластно буквально все - не обязательно существовавшее прежде, но и существующее ныне. Один из известнейших современных антропологов Конрад Коттак недавно писал о том, как удивляются студенты, узнав необычайные возможности своей науки (2, с. 5). Оказалось, что антропология - наука обо всех условиях, в которых существовал, существует и будет существовать человеческий род. Она охватывает биологию, культуру, общество и язык, она заглядывает в прошлое и будущее, в то же время раскрывая тайны настоящего.

Несмотря на широкий подход к определению антропологии, в настоящее время, внимание большинства исследователей обращено на проблему эволюции и развития человека.

Впервые вопрос о механизме возникновения человека был поставлен автором известной эволюционной теории Ж.-Б. Ламарком (1744 - 1829) в начале XIX в. Свои мысли о постепенной эволюции животных видов он изложил в книге «философия зоологии» (1809). Ламарк первым разделил проблему на две части: происхождение физического тела в результате эволюции и появление богоподобного разума. Тело человека свидетельствует о его происхождении от животных, а разум и душа - о божественном происхождении. Богоподобие человека не выводится из естественных законов природы и не может быть приобретено в процессе эволюции. Ламарк утверждал, что по своим физическим особенностям человек ближе всего стоит к человекообразным обезьянам, в частности, к шимпанзе, поэтому вполне допускал его происхождение от какой-нибудь разновидности «четвероруких» (3). Ламарк привел ряд доказательств эволюции в мире животных и растений, утверждая, что все современные организмы произошли от древних путем эволюции. Он допускал, что сам человек развился на протяжении времени из обезьяны. Древняя человекообразная обезьяна в связи с поредением лесов была вынуждена сменить древесный образ жизни на наземный и перейти к хождению на двух ногах. Вследствие прямохождения сильно изменилось строение позвоночника, мускулатуры, стопы, кисти, челюстей, зубов, головного мозга. В условиях общественной жизни вскоре у людей развилась членораздельная речь.

В том же XVIII в. знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-78), создатель современной классификации растений и животных, стал первым ученым, который отнес человека и обезьяну к одной группе животных - приматам. Правда, Линней записывает его отдельной строкой - как особый род людей (Homo) с одним видом «человека разумного» (Homo sapiens) рядом с человекообразными обезьянами. Однако Линней принадлежал к числу ученых, веривших в божественный акт сотворения мира и в неизменность всего живого. Именно поэтому он категорически заявил: существует столько видов, сколько бог создал их с самого начала. Линней был убежден, что человек в отличие от всех остальных живых существ, был сотворен по образу и подобию божьему и ему был дан божественный разум. Однако несмотря на это, классификация Линнея объединила человека и обезьян в одну группу. Тем самым ученый, возможно сам того не желая, установил, что человек - это самая высокоразвитая форма млекопитающих, которая ближе всего к человекообразным обезьянам.

К началу XIX в. накопились гораздо более полные сведения о людях, фауне и флоре разных стран мира. Благодаря исследованиям Жоржа Кювье (1769 - 1832) и Чарлза Лайеля (1797 - 1875) существенно расширились представления об ископаемых животных. Дж. Э. Доорник (1808) прямо утверждал, что люди произошли от человекообразных обезьян (2, с. 188).

В 1871 г. вышла в свет книга Ч. Дарвина (1809 - 1882) «Происхождение человека и половой подбор». Так, в конце XIX в. появилась новая научная теория, дарвиновская, утверждавшая, что человек произошел от обезьяны путем очень длительной эволюции, борьбы за существование, выживания сильнейших особей и видов, наследования лучших черт от своих родителей, успешной адаптации к изменяющимся условиям, зарождения трудовых, мыслительных и речевых навыков. По предположению Ч. Дарвина, в процессе внутривидового размножения у отдельных особей появляются новые качества, в результате чего некоторые из представителей вида получают преимущество перед другими и имеют больше шансов выжить в данной среде обитания. Поэтому приобретенные ими качества закрепляются и передаются их потомкам. «Те, которые были сложены крепче и лучше, - отмечает Дарвин, - имели в длинном ряду поколений наибольший успех и выживали в большем числе». Со временем изменения в организмах становятся столь значительными, что появляется новый вид.

По Дарвину, наши древние предки, обезьяны, жили стадами на деревьях, имели остроконечные уши, были покрыты шерстью, оба пола имели бороды. Это были примитивные низшие обезьяны. Более поздними предками, по Дарвину, явились человекообразные обезьяны. Из известных ему ископаемых антропоидов он упоминает дриопитека. Изменение окружающих условий, в частности поредение лесов, вынудило их в поисках пищи перейти от жизни на деревьях к жизни на земле в лесостепной местности. Потом они стали обитать и открытой местности.

Среди качеств, способствующих выживанию группы, Дарвин выделял не только и не столько физическую силу, сколько способность оказывать взаимопомощь. «Малая сила человека, - писал Дарвин, - была более чем уравновешена, во-первых, его умственными способностями, которые научили его помогать своим собратьям и получать помощь от них». Увеличение в группе удельного веса носителей нравственных начал повышает жизнеспособность племени по сравнению с другими, где этот показатель ниже. «Очевидно, - подчеркивает Дарвин, - что племя, заключающее в себе большее число членов, которые наделены высокоразвитым чувством патриотизма, верности... и участия к другим, - членов, которые всегда готовы помогать друг другу и жертвовать собой для общей пользы, должно одерживать верх над большинством других племен, а это и будет естественный отбор» (2, с. 189).

Дарвин обосновал свою точку зрения с помощью сравнительно-эволюционного метода, ссылаясь на тот факт, что тело человека имеет общий с телом млекопитающих план строения, состоит из тех же костей и мышц, кровеносных сосудов и обладает теми же внутренними органами - печенью, желудком, почками, легкими и т. п. Даже головной мозг человека и обезьяны, а кроме того - извилины и бороздки коры больших полушарий, во многом схожи.

Однако не все идеи великого английского ученого признает современная наука. Попытка Дарвина построить эволюцию человеческого рода в виде единого линейного процесса, напоминающего дерево, на котором все ветви происходят из общего корня и потому составляют универсальную причинно-следственную цепочку, сегодня признана неудачной. В современной науке эволюционное древо человека выглядит куда более сложным и запутанным: его ветви многократно ветвятся, образуют параллели, пересекаются, внезапно обрываются, уходя в неизвестность. Нынешние исследователи предпочитают не использовать образ древа, а говорят о так называемой сетчатой эволюции.

Логическим продолжением учения Дарвина явилась трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса. Она изложена в 1873 - 76 гг. и наиболее полно представлена в его статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая являлась одной из глав его работы «Диалектика природы». Основу концепции Ф. Энгельса составляет понятие о труде как первом основном условии всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать, что «труд создал самого человека». Отсюда берет начало хрестоматийная формулировка «труд создал из обезьяны человека», которая считалась одним из основополагающих утверждений исторического материализма.

Основанием современной эволюционной биологии выступает синтетическая теория эволюции, или неодарвинизм, принципиальные положения которой были заложены работами С.С.Четверикова, Ф.Г. Добржанского, Д.С. Хаксли, Э. Майера, С. Райта, Н.П. Дубинина, А.Н. Северцова, И.И. Шмальгаузена, Д.К, Беляева, Л.П. Татаринова, В.А. Ратнера и др. Эта концепция объединила классический дарвинизм и достижения генетики и сформировалась в 20 в. Непосредственными предпосылками для синтеза генетики и теории эволюции выступали: хромосомная теория наследственности Т. Моргана, биометрические и математические подходы к анализу эволюции, закон Харди - Вейберга для идеальной популяции (гласящий, что такая популяция стремится сохранить равновесие концентрации генов при отсутствии факторов, изменяющих его), результаты эмпирического исследования изменчивости в природных популяциях и др. Математические модели синтетической теории эволюции были разработаны к началу 30-х гг. Р. Фишером, Дж. Холдейном и С. Райтом. Они включают вероятностные методы теоретической популяционной генетики. СТЭ опирается на широкое применение экспериментальных методов, на воспроизводимые опыты (2, с. 192).

СТЭ основана на признании популяции как элементарной эволюционирующей единицы, случайных изменениях ДНК и естественном отборе, ведущей роли среды в возникновении видов и сообществ, необходимости разнообразия в сохранении стабильности биологических систем.

В основе этой теории лежит представление о том, что элементарной клеточкой эволюции служит не организм и не вид, а популяция - совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений. Исходной единицей наследственности выступает ген (участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие определенных признаков организма). Наследственное изменение популяции в каком-либо определенном направлении осуществляется под воздействием ряда эволюционных факторов (т. е. таких факторов, которые изменяют генотипический состав популяции) - мутационный процесс (поставляющий элементарный эволюционный материал), популяционные волны (колебания численности популяции в ту или иную сторону от средней численности входящих в нее особей), изоляция (закрепляющая различия в наборе генотипов и способствующая делению исходной популяции на несколько самостоятельных), естественный отбор как «процесс, определяющий вероятность достижения определенными индивидами репродукционного возраста» (имеющий разные формы - по относительной жизнеспособности, по фенотипическому признаку, стабилизирующий отбор, дизруптивный отбор, ведущий отбор и др.). Естественный отбор является ведущим эволюционным фактором, направляющим эволюционный процесс.

В самом общем виде СТЭ утверждает, что прогрессивное развитие жизни на Земле объясняется генетическим наследованием фенотипических признаков, их случайной изменчивостью и естественным отбором. Согласно СТЭ, случайные мутационные изменения фильтруются естественным отбором, и постепенно из хаоса неопределенной изменчивости выкристаллизовываются совершенные формы, идеально приспособленные к условиям обитания. СТЭ допускает, что генотипы с более высокой приспособленностью оставляют пропорционально большее число потомков, поэтому их гены в следующем поколении будут представлены с большей частотой. СТЭ предполагает, что эволюция обусловлена повреждением наследственного аппарата под влиянием факторов среды (мутациями) и отбором возникающих случайных признаков, полезных в данных условиях среды в сочетании с изоляцией. Эволюция представляет непрерывный процесс накопления в популяции случайных мутаций, признаков, ведущих в условиях изоляции (экологической, репродуктивной) к дивергенции и формированию нового вида.

2. Антропологическая эволюция человека. Основные формы и их характеристика

 В настоящее время имеется уже достаточно данных, чтобы разделить процесс антропогенеза на отдельные стадии и осветить каждую из них в отдельности, а также переходы от одной стадии к другой.

Если иметь в виду эволюцию физических особенностей человека, то можно разделить весь процесс антропогенеза, как уже говорилось выше, на четыре стадии:

1. Предшественника человека (австралопитека).

2. Питекантропа, или древнейшего человека, или протерантропа, или архантропа.

3. Неандертальца, или древнего человека, или палеоантропа.

4. Человек современного типа, или неоантропа.

Стадия предшественника человека (австралопитека). Так как австралопитеки (в широком смысле) были непосредственными предшественниками и предками древнейших людей, то естественно, что в настоящей главе свойства австралопитеков и условия их существования должны быть изучены как особенности определенной стадии в происхождении человека.

Австралопитеки получили в наследство от своих древесных предков многие свойства, причем наиболее важными из них были: способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений.

Важнейшим наследием, полученным австралопитеком от его древесного предка, была рука, способная к манипулированию предметами, а также соответствующие области коры головного мозга, в которых устанавливались связи между осязательными, кинестетическими и зрительными восприятиями.

Способность к манипулированию у обезьян могла достигнуть столь высокого уровня только на основе развития у них многих анатомических структур мозгового ствола, связанных с деятельностью коры головного мозга (5, с. 78).

Переход к выделыванию оформленных орудий был рубежом, отделявшим стадию австралопитека от стадии древнейшего человека - питекантропа.

Стадия питекантропа. Одним из важнейших орудий древнейших людей было ручное рубило. Вопрос о его назначении в течение многих лет обсуждался археологами. Наиболее правдоподобное решение, по-видимому, следующее. Основное назначение шелльского рубила состояло в выполнении функций, всего более соответствовавших его весу и форме, а именно в разрубании, грубом обтесывании. Эти действия были необходимы для двух целей: 1) изготовления примитивных дубин и колющих деревянных орудий, 2) для расчленения туш убитых животных и раскалывания черепов животных при добывании мозга. Выделывание орудий завершило собой процесс приспособления австралопитеков к условиям их существования. Только в зачатках трудовой деятельности были действительно преодолены огромные трудности и опасности двуногой локомоции этих приматов.

Таким образом, существенное, качественное, принципиальное отличие поведения древнейших людей от их предшественников заключалось в том, что манипулирование и стадность (с ее средствами общения) у последних не были соединены друг с другом внутренней прочной связью, между тем как изготовление орудий и общественная жизнь у первых были по самой своей сущности нерасторжимы. Иначе говоря, на стадии питекантропа осуществился синтез до этого времени независимых друг от друга явлений - манипулирования предметами, с одной стороны, и стадности - с другой. В процессе этого синтеза изменилось и качественное содержание обоих этих явлений: манипулирование стало трудовыми движениями, а стадо - обществом на начальном этапе их становления (7, с. 90).

Дальнейший рост и развитие человеческого сознания происходили под влиянием увеличения численности населения, подъема производительности труда, роста потребностей, а впоследствии - и разделения труда.

Родившееся вместе с древнейшим человеком производство при всей его примитивности на этой первой ступени уже тогда обладало в зачатке свойством изменения и развития, хотя темпы этого изменения и развития на стадии питекантропа были еще чрезвычайно медленными. С помощью орудий труда, а затем и огня древнейшие люди далеко расселились по территории Старого Света.

Стадия палеоантропа. О культуре палеоантропа мы имеем возможность судить по многочисленным мустьерским стоянкам. Мустьерская эпоха была менее продолжительной, чем предшествующие. Она характеризуется появлением ряда новых элементов культуры, среди которых особый интерес представляют зачаточные формы тех явлений, которые развертываются в полной мере только в последующее, позднепалеолитическое время. Мустьерские орудия отличаются большей правильностью и тщательностью обработки, большим разнообразием форм. Появляются простейшие изделия из кости. Судя по-широкому распространению в мустьерских стоянках остатков костров, обгорелых костей, скоплений золы, предполагают, что неандертальцы пришли к выработке искусственных приемов добывания огня.

В морфологическом отношении особенно важны следующие прогрессивные черты головного мозга неандертальского типа, отличающие его от питекантропа. К ним относятся: увеличение массы головного мозга; увеличение абсолютной и относительной высоты эндокрана, главным образом в теменной области; меньшая выраженность клювовидной формы префронтального-отдела эндокрана и, наконец, несколько более сильное развитие среднего и переднего отдела височной доли, весьма узкой у синантропа. В это, особенности,мозга, может быть, следует видеть свидетельств» того, насколвко далёкопродвинулось развитие членораздельной речи.

Стадия человека современного типа. Вопреки широко распространенному среди зарубежных ученых взгляду, что все неандерталоидные формы должны быть исключены из родословной современного человека, так как представляют собой якобы боковые, отмершие, ветви, подавляющая масса фактов заставляет думать, что нашего предка следует искать именно среди палеантро-пов. На этом основании мы и говорим о неандертальской стадии в развитии человечества. Факты, свидетельствующие в пользу этой точки зоения следующие: 1. Повсеместное в Старом Свете распространение в мустьерских (исключая, по-видимому, только самый поздний этап мустье) или домустьерских слоях неандертальских или близких к ним остатков человека 2. Открытие переходных по морфологическому типу ископаемых людей в пещерах горы Кармел. 3. Наличие отдельных черт строения современного типа у многих неандерталоидных форм в разных областях Старого Света. 4. Наличие неандерталоидных особенностей или их комплексов на некоторых черепах позднепалеолитического, неолитического и более позднего времени.

  

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!