Антиинфляционная политика государства

24 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Прежде всего, необходимо определить, какие действия госу­дарства следует отнести к антиинфляционным. Упоминавшиеся вари­анты противоинфляционной компенсации и иные способы социальной защиты населения касаются не причин и механизмов инфляции, а лишь ее последствий, поэтому антиинфляционными они не являются.

Неправомерно причислять к антиинфляционному регулированию тотальный административный контроль над ценами.

Второй вопрос: В состоянии ли государство полностью искоре­нить инфляцию? Наверное, нет. Ведь для этого понадобилось бы уст­ранить все причины инфляции,  целиком разрушить ее механизмы. Но трудно,  однако, вообразить экономику, где всегда поддерживается равновесие бюджета,  отсутствуют структурные аномалии экономики, где не остается места монополиям. Поэтому ставить перед государством задачу полного избавле­ния от инфляции не реально. Цель государственной антиинфляцион­ной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляе­мой, а ее уровень - достаточно умеренным.

Средства борьбы с инфляцией с определенной условностью мож­но разделить на две части: антиинфляционная стратегия и антиинф­ляционная тактика.

Антиинфляционная стратегия соединяет цели и методы долговременного характера.  Одна из важнейших  задач  антиинфляционной

стратегии состоит в гашении инфляционных ожиданий.  Практика ан­тиинфляционной политики запада показывает, что сделать это можно при соблюдении, по крайней мере, двух условий.

Первое - всемерное укрепление механизмов рыночной системы, особенно усиление конкурентности рынка через:

а) ослабление таможенных и иных ограничений на ввоз импорт­ной продукции;

б) поощрение малого бизнеса;

в) стимулирование диверсификации производства и продаж;

г) пресечение факторов монополистического поведения;

д) либерализацию цен.

Только эффективное функционирование механизма рынка способ­но вызвать естественное снижение цен.

Второе условие - существование правительства, придерживаю­щегося курса на искоренение неуправляемой инфляции и пользующе­гося доверием большинства населения. Заслужить его, правда, мож­но лишь в том случае, когда правительство ставит перед собой практически осуществимые задачи и добивается их решения.

Если правительство неукоснительно выполняет свои обещания в течение хотя бы нескольких лет, срабатывает эффект объявления: производители и потребители соответствующим образом реагируют на объявления правительства, связанные с антиинфляционной полити­кой.

Еще один компонент антиинфляционной стратегии - введение жестких лимитов на прирост денежной массы. Прирост денежной мас­сы не должен быть выше прироста производства. Указанный лимит надо удерживать в течение длительного промежутка времени. Стоит только денежным ограничениям хотя бы как-то стабилизировать тем­пы роста цен, начинают меняться ожидания. А вслед за ними - про­порция между потребляемой и сберегаемой частями денежных доходов в сторону последних.

Еще одна стратегическая задача антиинфляционного регулиро­вания - сокращение бюджетного дефицита, поскольку при любом пок­рытии дефицита неизбежно усиливается инфляция. К решению этой задачи можно подойти двумя путями: увеличивать доходную часть или уменьшать расходную часть бюджета. Предпочтительнее второе. Увеличение налогов может привести лишь к сиюминутным результа­там. В долгосрочном плане такая политика обычно оборачивается подрывом стимулов к труду.

Эффективная противоинфляционная политика должна быть пост­роена так, чтобы свести к минимуму внешние факторы воздействия на экономику.

Антиинфляционная тактика - методы краткосрочной антиинфля­ционной политики. Они не рассчитаны на устранение причин инфля­ции и демонтаж ее основных механизмов. Большей частью они носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы уменьшить инфля­ционное напряжение. Перечислим основные меры антиинфляционной тактики:

  1. Меры, увеличивающие предложение товаров:

- льготное налогообложение предприятий, наладивших произ­водство побочных продуктов производства. Они не требуют дополни­тельных затрат;

- разумно организованная приватизация государственной собс­твенности. Приватизация с выкупом ведет к увеличению государс­твенных доходов и увеличивает товарность рынка;

- массовый импорт потребительских товаров и частичная реа­лизация государственных стратегических запасов.

  1. Меры, регулирующие спрос:

- при помощи ставки банковского процента можно в доходах населения увеличить ту часть, которая сберегается, тем самым уменьшается та часть, которая идет на потребление;

- меры, направленные на удержание денежных вкладов населе­ния в банках, порой даже вводится временное замораживание вкла­дов до востребования;

- денежная реформа конфискационного типа.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!