Античность – культурный переворот в истории общества

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Культура Древней Греции была преемницей древневосточных культур, однако приобрела новые черты и стала колыбелью европейской культуры. Одной из важнейших черт древнег­реческой культуры является ее интерактивный (от слова интеракция - взаимодействие) характер. Интерактивная культура греков породила интерактивную техни­ку, первым выражением которой стало военное искусство и применя­емая в нем тактика. Благодаря ему греки одерживали победы в бит­вах и победоносно завершили персидские войны; первым применил эту технику афинянин Мильтиад под Марафоном, затем спартанец Ле­онид под Фермопилами. Если в войнах Гомера главную роль играли сила и ловкость отдельных героев типа Ахилла, то греческая фа­ланга имеет закрытую структуру, не проницаемую для отдельного воина. Эта фаланга является не просто военным изобретением, но духовным выражением интерактивной культуры греческих городов-го­сударств (полисов). В этих полисах не было ни монархов, ни жре­ческих каст, а осуществлялась античная рабовладельческая демок­ратия.

Демократия - другая черта классической древнегреческой культуры, Государство не существовало "вне" и "над" гражданами, они сами в своей живой совокупности и были государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими установлениями. От­сюда в значительной мере свободная от оттенка официальности жизнь и деятельность античного грека.

Еще одной характерной чертой классической греческой культу­ры является пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба (агон), состязание, восходившее к культовым игрищам былой общины. Таков и спор - агон двух полухорий в классической комедии, связанный с сельскими хороводами, с их шуточными плясками-хорами, такова и форма философского трактата, разработанного как диалог. Такой момент наличествовал и в постановках трагедий, связанных с куль­том Диониса, проводимых как соревнование между тремя коллектива­ми, составленными из хора, актеров и драматурга. Особое значение спор - агон приобрел в спортивных состязаниях, получивших свою классическую форму в Олимпийских играх.

Яркой чертой классической греческой культуры является антропоцентризм. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и соз­даваемого. Вот почему человеческий облик, возведенный к прекрас­ной норме, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства, природа же передавалась скупыми намеками.

Назначение культуры у древних греков - содействие гармони­ческому развитию, духовному и физическому, умственному и профес­сионально-трудовому (искусство, мастерство) - человека, полити­ческому и нравственно-духовному - гражданина. Свободные граждане обладали широкими по­литическими и иными правами и были весьма политически организованны и сплоченны. Именно это и обеспечивало необходимую прочность по­лиса, его способность противостоять численно превосходящим ра­бам. Так, в пору расцвета население Афин насчитывало 20 тыс. полноправных граждан,  10 тыс.  свободных,  но без  политических прав, и 370 тыс. рабов.

Афинское государство вело по отношению к рабам весьма дея­тельную политику.  Каждый раб знал, что за  особые заслуги,  оказанные государству,  он будет отпущен на волю и может получить вознаграждение.  Насколько государственный контроль  и политика в отношении рабов были эффективны в интере­сах и государства и рабовладельца,  можно судить по тому  факту, что  история  Афин  не  знает  восстаний рабов либо их активного участия в уличных беспорядках и столкновениях враждующих партий.

Афинская демократия ставила закон выше власти и не допус­кала действий в политике, управлении, в судебной практике вне законов, помимо законов, без соблюдения строго установленных обычаем и законом процедур. Все это обеспечивало внутреннюю за­щищенность гражданской общины и государства, стабильность право­порядка.

Структура органов государственной власти и управления, ус­ловия и порядок несения государственных и общественных обязан­ностей, включая службу в армии, права граждан, порядок их защи­ты, а также порядок отправления правосудия, как правило, были законодательно оформлены. При этом правотворчество осуществля­лось по принципу широкой гласности и активного участия всех граждан.

Система наказаний в Афинах была весьма разнообразной. При наиболее серьезных преступлениях (убийство, государственная из­мена, безбожие) назначалась смертная казнь, причем осужденному предлагалось самому привести приговор в исполнение путем приня­тия яда. Иногда же ему на выбор предлагались меч или веревка. Во многих случаях осужденных продавали в рабство: так поступали с профессиональными разбойниками и грабителями. При кражах наказа­ние зависело от того, был ли вор застигнут на месте кражи. Вора, застигнутого на месте преступления, можно было схватить и под­вергнуть заточению, а ночного вора - даже убить. Но известны бы­ли и случаи, когда виновный обязывался уплатить штраф в размере, вдвое превышающем стоимость украденного имущества. Наказания для рабов и свободных людей были неодинаковы.

Правосознание грека-гражданина было значительной степени гуманным к равному себе. Немалая заслуга в развитии правосудия принадлежала философам, платным и бесплатным учителям софистам, чье искусство в условиях гласности было неотъемлемой частью просвещенной общественной жизни. Театр, поэзия, изобразительное искусство были в Афинах не мнимым, а подлинным достоянием наро­да, облагораживающим его нравы. Гуманности правосознания служило также и религиозное сознание, ориентированное на пантеон богов Олимпа.

Существенную, интегральную часть древнегреческой религии составляли мифы, сыгравшие исключительную роль в античной куль­туре. Эллинам в принципе было чуждо понятие религии откровения, кодифицированной в повсеместно признанных священных книгах. Мифы постоянно сопутство­вали развитию греческой литературы, доставляя ей на протяжении многих веков ее существования важнейшие мотивы. Представление богов и героев, иллюстрация мифо­логических мотивов всегда являлись важнейшими темами живописи и скульптуры. Насколько Гомер и Гесиод способствовали определению личности, черт, атрибутов и сфер деятельности отдельных богов и героев, настолько Фидий и его последователи дали пластическое видение их фигур и придали им определенные физические черты, одежду и даже черты лица.

В классическую эпоху (480-300 гг. до н.э.) внимание акцентировалось на достоинстве и недоступном величии богов, в следующем веке художники  постарались приблизить божество к человеку,  жители Олимпа приобрели  многие  человеческие  черты.  Отличительными  чертами древнегреческой религии являются обожествление природы и антро­поморфизм.

Религиозные идеи получили свою интерпретацию в греческой философии, рациональной по своему характеру. В античной Гре­ции человек живет как бог в двух мирах - мире культа и мире тех­ники, именно техника стала подлинным предметом философии в форме теоретико-геометрических конструкций мира, в системах Анаксиманд­ра, Парменида, Пифагора, Демокрита, Аристотеля и других мыслите­лей. Античная мифология сыграла определенную роль в становлении теоретической рефлексии, рационального философского мышления.

Феномен "греческого чу­да" объясняется тем, что именно в древнегреческом обществе произошли определенные сдвиги в материальной и духовной жизни: частная собственность, рабство, по­лисная демократия, отсутствие чиновничье-бюрократической элиты и жреческой касты, десакрализация политической и культурной жизни (специфически античное явление), возникновение греческого бук­венного письма, идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством, созданием вы­сокоразвитой греческой культуры.

Античная культура Эллады пронизана искусством. Греческая философия весьма тесно связана с эстетикой. Пластичность и созерцае­мость - основа греческого мироощущения. Их произведения можно спокойно рассматривать. Они неизменны, пространственны и не зависят, во всяком случае на протяжении человеческой жизни, от течения времени. Красота связана с неподвижным, неизменным. Структурными принципами красоты являются гармония, мера, сораз­мерность. Наиболее полно эти принципы воплощены в ансамбле Афинского Акрополя с его знаменитыми храмами Парфенон, Эрехте­йон, Пропилеи, этом кристалле греческого классического искусс­тва. Акрополь был также населен множеством скульптур (чудесная скульптурная группа, изображающая рождение Афины из головы Зев­са, прекрасная группа Мойр и др.), уподобляясь мраморному Олим­пу.

В Древней Греции, а позднее и Риме большое значение придавалось формам человеческого тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства - скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Красоте в Древней Греции придавалось такое большое значение, что она могла стать причиной вооруженных конфликтов (троянская война, разгоревшаяся из-за похищения прекрасной Елены, ставшей легендарной).

Прекрасное греки понимали очень широко: прекрасным было все, что ценно, что нравится, что достойно признания и выбора. Прекрасное в их представлении приравнивалось к добру. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества,  разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша - символом ловкости,  очарования и различных других  добродетелей, свойственных   его  возрасту.

Афинец пробуждался с рассветом и приветствовал молитвой восходящее солнце; затем потчевал себя кубком вина и куском хлеба и выходил из дома. За исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, и купцов, сидящих в лавках, каждый свободный гражданин находился на улице с утра. Общение происходило на улицах, на  рынках, в мастерских ремесленников, чаще всего в парикмахерской, где при стрижке волос и  бород  целыми  часами  обсуждались  все события.  Существующие  обычаи  позволяли людям легко вступать в общение,  все обращались  друг  к  другу  на  "ты",  различия  в общественном  положении  как  бы  стирались  при демократическом строе,  когда все граждане участвовали в решении государственных дел.

Многие серьезно выполняли эти обязанности и полдня проводили в народном собрании, судах и других государственных учреждениях. Слушать ораторов, играющих большую роль в политической жизни полиса, выступать против того, что не нравится, самому выйти на трибуну и выступить с речью, голосовать, ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных решений - это доставляло удовольствие афинцу. В полдень, называемый афинцами "время, когда рынок полон", гражданин, уладив все свои дела, шел на рынок, чтобы купить что-нибудь на обед. Он выбирал по вкусу из многообразия рыб, сыров, зерновых и плодов, купленное нес домой, если у него не было раба. На рынок ходили только мужчины, женщины редко встречались на улицах Афин, они в основном сидели дома на женской половине. Отдохнув после обеда, афинец шел в гимназию или палестру, выполняющие функции наших клубов и кафе, где занимались спортом, вели философские дискуссии, обсуждали поли­тические события.

Именно в этих местах и были основаны знаменитые Академии, где выступали Сократ, Платон, Аристотель. Вечерами устраивались дружеские вечеринки - симпозиумы. Здесь присутствовали только мужчины, из женщин - лишь флейтистка, сопровождавшая пиршество музыкой. Гости пили, разбавляя вино водой, пели, иногда перед ними выступал мим или танцовщица, и присутствующие наслаждались этим зрелищем. С симпозиума возвращались с началом темноты, когда запирались ворота Афин, на улицах несли дозор лучники. Вернувшись домой, афинец ложился спать, чтобы на другой день все начать снова.

В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии положили начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского,  основавшего огромную империю от Дуная до Инда.  Александр еще  в юности  вкусил  плоды  самой  высокой  греческой  культуры;  его воспитателем  был  Аристотель,  а  "придворным"   художником   - последний великий скульптор классики Лисипп. Все это не помешало ему,  захватив  персидскую  державу  и  заняв  трон   египетских фараонов,  объявить  себя  богом  и  потребовать,  чтобы ему и в Греции воздавали божеские почести. "Ориентализация", насаждаемая Александром Македонским, была симптомом исторического поворота античного общества от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила, - эпоха эллинизма - синтез, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.

В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мира сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии, к философии, которая занимается в первую очередь проблемами этики и счастья индивида. Это отражается в литературе и искусстве, и даже в монетах с их реалистическими портретами владык. Начало портретному искусству положил Лисипп; индивидуализация, стремление к глубоким психологическим характеристикам - вот то новое, что им внесено в эту сферу искусства. Появляется и декоративная скульптура для украшения парков: в эту же эпоху создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры - знаменитая Венера Милосская. Скульптурное произведение, в котором патетика, трагизм и эмоции эллинистического искусства достигают вершины и границы, когда драматизм может перейти в шарж и гримасу, является группа "Лаокоон и его сыновья".

В поэзии александрийской школы вспыхивает последним отблеском архаическая ионийская лирика, а в титанических образах, созданных эллинистической эпохой, оживают природные силы древних гиганто- и титаномахий, освободившихся от этической сдержанности созданий строгой классики.

Значение искусства эллинизма весьма велико, ибо оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла Александрия - настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций. Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась "ученицей" классической Греции.

В эпоху расцвета классической культуры возникла история трудами Геродота и Фукидида. Социальная мысль породила "политию" Аристотеля. Оценивая вклад греков в науку, можно вспомнить, что почти до середины XX в. мы учили геометрию по Евклиду. Архимед заложил основы механики и пр. В Древней Элладе сложились понятия таких духовных ценностей, как гражданская свобода и гражданский долг, как человечность, гармоничность развития личности, как проблема соотношения личного и общественного и многое другое.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!