Антиалкогольная работа на предприятии

2 мая 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Особое внимание в социальной работе на предприятиях США уделяется антиалкогольной пропаганде и работе с людьми, злоупотребляющими алкоголем. Как отмечает Дейл Мейси, профессор Мерилендского университета, американские промышленники давно поняли, что вкладывать деньги в человеческие ресурсы, в здоровье своих рабочих и служащих, создавать специальные социальные службы для этого - означает получать выгоду, экономить материальные средства. Это в равной мере относится и к пьющим работникам предприятий, которых выгоднее лечить, чем увольнять, т.к. затраты на замену работников оказываются гораздо выше, чем их лечение. Американская практика показала, что при хорошо организованной лечебной программе с каждого вложенного в нее доллара можно выручить пять.

Д. А. Мейси приводит пример деятельности социальной службы в одной из фирм. На начальном этапе своей деятельности фирма концентрировала основные усилия на проблеме алкоголизма и борьбы с отрицательными его последствиями с целью повышения производительности труда. В дальнейшем эта деятельность стала проводиться и с целью заботы о здоровье рабочих и служащих. В настоящее время разработанные фирмой социальные программы охватывают большой круг актуальных проблем. Так, созданные на предприятиях социальные службы занимаются оценкой продуктивности труда рабочих и служащих, профессиональным ростом и продвижением по службе, профилактикой заболеваний. На предприятиях проводятся консультации и осуществляется лечение от алкоголизма, наркомании, СПИДа, созданы учреждения по уходу за детьми и пожилыми людьми. Существуют специальные консультационные пункты по пенсионным вопросам, по вопросам переезда служащего в связи с передислокацией компании и т. п. Осуществляется помощь по трудоустройству в случае увольнения. Сотрудники могут получить и консультации по этническим и национальным вопросам.

Работники социальных служб ведут и исследовательскую работу, серьезно занимаются проблемами, влияющими на производительность труда. Это прежде всего такие проблемы, как алкоголизм, наркомания, а также эмоционально-психологическое здоровье работающих на промышленных предприятиях. В центре внимания социальных работников, психологов социальных служб предприятий - различные виды эмоциональных и психологических ситуаций, в том числе и семейные проблемы: развод, агрессивное поведение, насилие, сексуальные проблемы, межличностные отношения, конфликты на бытовой почве и другие.

Большое место в деятельности социальных служб занимает борьба с алкоголизмом. Он наносит предприятиям большой материальный ущерб. Велик процент преступлений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения, а также несчастных случаев в результате злоупотребления алкоголем и наркотиками (в дорожно-транспортных происшествиях, пожарах, авиакатастрофах и т. п.). Установлено, что служащие, употребляющие алкоголь или наркотики на рабочем месте, обходятся компании в 3 раза дороже, чем другие служащие. У таких людей в 5 раз большая вероятность получить травму на рабочем месте и потребовать финансовой компенсации.

Из-за алкоголизма, наркомании предприятия несут как измеримые, так и скрытые потери. К первым относятся: прогулы, выплаты по сверхурочной работе. Кроме того, компании должны оплачивать сверхурочное выполнение служащими объема работы, не сделанной ими ранее по причине алкоголизма или наркомании. К такого рода потерям причисляются также опоздания, злоупотребления возможностью отсутствовать по болезни, затраты предприятия на оплату больничных листов, выплаты пособий по инвалидности. К скрытым потерям принято относить: затраты времени руководителя (менеджера); трения между служащими; бесполезную трату ресурсов; кражу или повреждение оборудования; несвоевременное и неправильное принятие решений; падение престижа и репутации предприятия в глазах общественности; текучесть кадров; преждевременную смерть служащих и другие. Специалисты производят также расчет потерь предприятий, имеющих юридические последствия. К их числу относят: затраты предприятия на оплату больничных листов; нелегальную продажу наркотиков на рабочем месте; дисциплинарные взыскания; процедуры рассмотрения жалоб и другие судебные издержки; угрозу общественному спокойствию и безопасности предприятия.

Программы помощи рабочим и служащим носят характер профессиональной диагностической и консультационной деятельности по оказанию помощи страдающим алкоголизмом и наркоманией, а также всем тем, психологические проблемы которых могут повлиять на производительность труда. В эти службы могут обратиться все желающие, а также члены семей рабочих и служащих.

В США разработано несколько моделей служб социальной помощи служащим предприятий:

-   функционирующие по месту работы служащего;

-   отделения, дающие оценку ситуации и направляющие в соответствующие лечебные службы или осуществляющие консультации;

-   компании, не имеющие такого рода служб в своем составе, но нанимающие специалистов по контракту;

-   обслуживающие несколько компаний социальные службы;

-   службы помощи для различных профессиональных групп. Каждая социальная служба имеет свою программу, которая должна

иметь поддержку со стороны генерального директора корпорации, отделения социального обеспечения рабочих и служащих, профессиональных союзов, медицинской службы, юридических служб и системы безопасности служащих. Специалисты социальной службы прослеживают все изменения в производительности труда служащего после направления его руководителем в соответствующие службы. К важнейшим показателям изменения производительности труда относят затраты времени на выполнение задания, качество работы, отношения между коллегами по работе.

Социальные службы предприятий работают в тесном контакте с их администрацией, вырабатывая единую линию политики. При этом юридическую основу деятельности этих служб составляет законодательный акт 1988 года, запрещающий употребление алкоголя и наркогиков на рабочем месте в США. Отпечатанные копии этого законодательного акта распространяются, как правило, среди всех рабочих и служащих предприятия. Одновременно проводится работа по широкому просвещению работников предприятия по проблемам алкоголизма и наркомании. Большое значение придается созданию обстановки нетерпимости к употреблению алкоголя и наркотиков на предприятии, ибо известно, что один алкоголик заражает из своего ближнего окружения еще по крайней мере человека четыре. Поэтому существуют меры, направленные на принуждение работников, замеченных в употреблении алкоголя и наркотиков на рабочем месте, участвовать в реабилитационной программе.

Согласно законодательным положениям, алкоголики и наркоманы рассматриваются как больные или инвалиды, которых фирма не имеет права уволить. Увольнению подлежат лишь те, которые отказываются от лечения. Сама процедура привлечения работника к лечению на предприятии (консультирование, тестирование на употребление алкоголя и наркотиков, постановка диагноза и т. п.), как и последствия лечения и реабилитации, проводятся в тайне.

Ответственность за реализацию всей необходимой работы в этом плане несут, наряду с социальными службами, руководство предприятия, менеджеры, а также медицинские службы, действующие на предприятии.

Изучение мировой практики реализации социальной политики на промышленных предприятиях позволило нам прийти к заключению, что в современных условиях актуализируется вопрос о расширении социальных функций крупных промышленных предприятий, распространении их деятельности и на социум, на людей, проживающих на прилегающих к предприятию территории.

Обратимся опять к опыту США, где предприятия распространяют социальную активность не только на своих работников (2). История становления социальной работы в производственной сфере США насчитывает не один десяток лет, однако существенный толчок в своем развитии она получила в 60-е годы XX века, когда в обществе актуализировался вопрос о социальной ответственности крупных промышленных предприятий и корпораций. Значительную роль социальные программы предприятий играют в поддержке местных общин и беднейших слоев населения крупных городов.

Активные выступления граждан в 60-е годы, борьба за гражданские права, беспорядки в таких городах, как Детройт, Вашингтон, Ньюарк, Нью-Джерси и Лос-Анджелес, а позднее деятельность местных общин, направленная на борьбу с бедностью, побудили корпорации обратить внимание на вопросы социальной ответственности, вкладывать деньги и использовать людские ресурсы для улучшения жизни беднейших слоев населения во многих кварталах крупных городов.

Причина социальной активности корпораций в 70-е годы - усиление негативного отношения к деловому миру. 7 из каждых 10 взрослых американцев поддерживали движение в защиту потребителя, за усиление государственного регулирования деловой активности, суровые наказания тем компаниям, которые не придерживались нормативов допустимого загрязнения окружающей среды. Боязнь законов, регулирующих деловую активность, побудила корпорации вкладывать все большие средства в филантропические акции, привлекать людские ресурсы.

Новый этап социальной активности крупных промышленных предприятий последовал в 80-е годы. Действия администрации Р. Рейгана по сокращению федеральной помощи общинным программам послужили толчком к тому, что различные организации и частные лица стали обращаться в корпорации с просьбами о поддержке. Кроме того, президент призвал руководителей промышленных предприятий взять на себя часть расходов по социальной поддержке общинных групп и удвоить отчисления на благотворительные цели. Корпорации откликнулись на эти призывы. В 80-е годы, когда отмечалось абсолютное падение прибылей, расходы на благотворительность увеличились. Наибольшее увеличение - на 68% - имело место в областях строительства жилья, профессионального обучения и других программах помощи бедным.

Другой тенденцией в 80-е годы, имеющей большое значение для программ социального обслуживания, было участие корпораций в программах территориальных общин. Либо командируя своих служащих, либо выделяя средства, корпорации финансируют такие программы, как обеспечение ухода за детьми и больными, общинное планирование, молодежные квартальные центры, общинные продовольственные фонды, информация о социальном обслуживании и консультационные центры, двуязычное обучение, общинные школы, профессиональное обучение безработных. Таким образом, социальная ответственность корпораций все в большей мере распространяется на общинные взаимоотношения.

В настоящее время государственное регулирование стало стилем существования делового мира. Вместе с тем, современные корпорации пытаются предотвратить усиление государственного регулирования, выступая инициаторами программ, выгодных как местным общинам, так и бизнесу.

В то же время социальные службы должны участвовать в подготовке и обучении сотрудников корпораций в области гуманитарных услуг, вооружать их знанием нужд и потребностей людей. Поскольку корпорации начинают увеличивать свою помощь местным общинам как деньгами, так и людскими ресурсами, они будут нуждаться в советах и консультациях. Социальные работники могут давать советы и предоставлять консультационную помощь через организации и ассоциации общин. Сотрудники корпорации, которые стремятся познакомиться с общинами и их организациями, вступая в контакты с социальными работниками, могут получить необходимые знания о социальной работе и ее задачах. Это, в свою очередь, приведет к расширению клиентуры, которая служит базой социальной работы.

Таким образом, социальная сфера промышленных предприятий, несмотря на всякого рода экономические трудности, развивается как в нашей стране, так и за рубежом. Что касается зарубежного опыта реализации социальной политики в производственной сфере, то, несомненно, он заслуживает внимания российских специалистов, требует дальнейшего изучения и хотя бы частичного внедрения, с учетом российских особенностей, на наших предприятиях.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!