Анализ окружающей среды в менеджменте

16 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Анализ окружающей среды «относится к процессу осознания стратегического положения организации», а его цель заключается в «формировании отношения к ключевым, определяющим положение организации в настоящем и будущем, факторам, а значит, в выборе стратегии».

Дж. Кэй определяет стратегию фирмы как «достижение соот­ветствия между внутренними возможностями и внешними отношениями. Она описывает предполагаемую реакцию фирмы на действия поставщиков, потре­бителей, конкурентов и социальную и экономическую среду, в которой она опе­рирует». Данное определение указывает на три основных, исследуемых в про­цессе анализа окружающей среды, элемента:

- Взаимодействия социоэкономических сил внешней среды, в одно и то же время создающие возможности развития организации и накладывающие на него ограничения.

- Воздействия влиятельных заинтересованных групп (и прежде всего по­требителей и поставщиков) и конкурентов на стратегию организации.

- Сильные и слабые стороны внутренних ресурсов и возможностей орга­низации в контексте конкурентной среды.

Менеджмент стремится отразить в стратегии будущее организации, поэтому столь большое значение для ее судьбы играет понимание руководством направ­ления внешних сил, которые могут способствовать развитию компании либо противодействовать ему. Большинство внешних факторов находится вне пре­делов контроля организации, но они воздействуют на ее работу и играют важ­ную роль при формулировании ее стратегии. Очевидно, что изменения демо­графической ситуации, потребностей клиентов или ставок подоходного налога влияют на уровень спроса на предлагаемые организацией товары и услуги, а технологические инновации позволяют снизить издержки производства и по­высить конкурентоспособность продукции компании.

Конкурентная среда является подсистемой внешней среды, которую образуют внешние заинтересованные группы и конкуренты организации. Организация и внешние заинтересованные группы взаимодействуют между собой, оказывают взаимное влияние на уровень поставок или условия приобретения материалов, товаров или услуг. Так, в отношениях крупных розничных магазинов и неболь­ших фирм-производителей обычно доминируют первые. Не менее значима для организации и информация о положении и тенденциях развития отрасли, стра­тегии и тактике конкурентов.

В сфере общественных услуг внешние заинтересованные группы нередко играют в разработке стратегии организации более важную роль. Стратегии, которым следуют местные органы власти и об­щественные агентства, во многом определяются законодательством и полити­кой правительства. Кампания приватизации общественных компаний, таких как коммунальные предприятия, - пример навязывания стратегии извне орга­низации.

Третья группа факторов, которые Дж. Кэй называет «внутренними возможно­стями», включает в себя моменты внутренней среды организации, связанные с ее материальными, финансовыми, человеческими и другими ресурсами. Ком­пания должна иметь четкое представление о качестве, количестве и взаимо­связи элементов своей ресурсной базы, т. е. о структуре организации и формах бизнес-процессов. Бизнес-процессы определяют производительность и эффек­тивность организации, поэтому менеджменту необходимо отдавать себе отчет об их сильных и слабых сторонах, особенно в сравнении с бизнес-процессами конкурентов. Теория разработки стратегии на ресурсной основе подчеркивает важность внутренних ресурсов как источников конкурентных преимуществ.

Основная цель анализа среды, как считает Дж. Кэй, заключается в опреде­лении степени соответствия (или несовпадения) возможностей организации с требованиями, накладываемыми конкурентной и внешней средами. Если руко­водство организации выбирает правильную «дорогу» к покорению рыночных «вершин», ее позиции существенно укрепляются, она готова к возможным из­менениям внешней среды.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!