Альтернативные средства разработки и реализации стратегии

9 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Одно из наиболее популярных средств разработки стратегии - ориентация на внутреннее развитие. Многие организации предпочитают внутреннее развитие, так как в данном случае полностью используется производственный опыт компании, а менедж­мент контролирует разработку новых товаров или услуг, что имеет особое зна­чение для технически сложных продуктов. Внутреннее развитие распростра­нено и в организациях общественного сектора. Например, многие местные органы власти в Великобритании практикуют развитие внутренних сервисных организаций (специализирующихся на ремонте и техническом обслужива­нии), которым в современной «контрактной культуре» обычно приходится кон­курировать с другими подрядчиками. С другой стороны, широко распростране­на практика приватизации ряда функций местных властей и гражданского сервиса (к примеру, юридических услуг). Наиболее вероятно, что попытки организации удовлетворить новый или растущий спрос выразятся в какой-то форме совместного предприятия или альянса.

Поглощения (и слияния). Основной стимул поглощений - возможность быстрого выхода в новые облас­ти продукта/рынка. Слияния и поглощения являются эффективной стратегией и в тех случаях, когда инициирующая их компания, планирующая воспользо­ваться новыми возможностями рынка, испытывает потребность в определен­ных навыках или дополнительных ресурсах. Нередко организации руководству­ются и финансовыми мотивами, в частности когда возникает возможность повысить эффективность по издержкам. Так, в Великобритании возможности

проникновения на новые рынки и экономии побудили к объединению многие банки и строительные общества.

Совместное развитие и альянсы. Возникновение внутренних проблем дефицита ресурсов или неприемлемые для компании уровни рисков операций в условиях высокой турбулентности внеш­ней среды побуждают организации к поиску партнеров в области разработки товаров или услуг. Механизм добровольного союза может быть основан как на формальных подрядных отношениях, так и на свободных формах кооперации. Примерами совместных разработок или совместных предприятий являются про­екты строительства или гражданского инжиниринга. Другие формы совместного развития включают в себя франчайзинг, лицензирование (например, строитель­ство по лицензии) и подряд. Франшиза - наиболее распространенная форма развития многих видов деятельности, связанных с розничной торговлей товара­ми и услугами.

Стратегические альянсы и партнерства пользуются растущей популярно­стью и в сфере общественных услуг. Растет количество контрактов и парт-нерств между учреждениями общественного сектора и различными частными или добровольными организациями. В данном случае общественные органы действуют скорее как комиссионеры, а не прямые поставщики

В процессе разработки стратегии возникают альтернативные решения, при­чем большинство из них носят взаимоисключающий характер. Следовательно, менеджменту организации необходимо оценить адекватность возможных ва­риантов, их целесообразность и приемлемость. В научной литературе описыва­ется множество инструментов и методов оценки вариантов стратегических решений. Некоторые из них (ранжирование, дерево решений, сценарии) используются на началь­ных этапах процесса отбора. Они «отсеивают» возможные варианты до корот­кого, подробно рассматриваемого командой стратегического планирования списка. На этой стадии обращаются к анализу прибыльности и анализу «затра­ты-выгоды», оценивается целесообразность альтернатив и их приемлемость с точки зрения вероятных рисков и уровней дохода. Кроме того, рассматривают­ся возможные реакции заинтересованных групп. Обычно такого рода процессы ассоциируются с предписывающей школой стратегии.

Очевидно, что процессы разработки и реализации стратегии организации тесно взаимосвязаны, ибо фаза внедрения означает превращение замыслов в дей­ствия. Однако, как отмечают Дж. Джонсон и К. Скоулз, «стратегические изменения происходят отнюдь не потому, что кто-то считает их желательными, они имеют место только в тех случаях, когда перемены осуществляются усилиями всех сотрудников организации». Приня­тие планов и их претворение в жизнь - далеко не одно и то же. Иногда орга­низации сталкиваются с «дефицитом внедрения», означающим либо отказ от разработанной стратегии, либо лишь частичную их реализацию. Причин «дефи­цита» может быть сколько угодно: внешние ограничения, неподходящее время, недостаток ресурсов или их неэффективное сочетание, плохие коммуникации либо сопротивление части ответственных за претворение стратегии сотрудни­ков.

Управление реализацией стратегией - весьма сложная задача. Дж. Джонсон и К. Скоулз выделяют три основные проблемы исполнения стратегических планов:

- Планирование и распределение ресурсов. Менеджменту необходи­мо обеспечить запланированную комбинацию ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и т. д.) и распределить их между подразделе­ниями или отделами, определить способы финансирования новых произ­водственных объектов.

- Структура и схема организации. Изменение стратегии предполагает принятие и обеспечение выполнения решений об ответственности раз­личных отделов, об операционных и контрольных системах, подготовке персонала, об удовлетворении потребностей развития

- Управление изменением стратегии. Затрагивает вопросы культуры организации и поведения сотрудников (преодоление сопротивления из­менению). Говоря словами Н. Макиавелли, «нет ничего более сложного, более опасного или более неопределенного (с точки зрения достижения конечного успеха), чем руководство деятельностью, направленной на осуществление изменений, потому что врагами нововведений становят­ся все, кто процветал в старых условиях, а защитниками - те, кто, воз­можно, будет преуспевать в новых».

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!