Актуальные проблемы социальной работы в современной России

В условиях перехода России к новым экономическим отношениям десятки миллионов людей оказались в слож­ных социальных условиях: одни перешагнули черту бедно­сти, другие стали безработными, третьи оказались бежен­цами и мигрантами и т. д.

О серьезности социальной напряженности в России сви­детельствуют:

  • высокий уровень бедности (до 30% населения России не имеют прожиточного минимума);
  • процесс де­популяции (смертность превысила рождаемость на боль­шой территории РФ);
  • рост числа де­тей, рожденных вне брака;
  • увеличение де­тей-сирот при живых родителях;
  • разводы (доля неполных семей достигает 15% по стране)
  • аборты (4 млн абор­тов в год - Россия значительно опередила высокоразвитые страны);
  • проблема детской инвалидности: око­ло миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи.
  • Рост преступность (ежегодно соверша­ется более 2 млн преступлений), особенно число подростковых преступлений;
  • Рост алкоголизма, наркомании и токсикомании, проституции;

Как свидетельствует практика, люди часто сталкива­ются с проблемами, которые сами не могут решить. Для этого требуется помощь специалистов-профессионалов. Выход в начале 90-х гг. социальной работы на профессио­нальный уровень — явление уникальное. Исследуя соци­альные процессы, социальная работа анализирует необхо­димые связи и явления, обусловливающие характер и ре­зультативность политического, экономического, психологи­ческого воздействия на поведение социальных групп и лич­ностей.

Цель социальной работы — содействие людям в успеш­ном разрешении их жизненных проблем. Средства достиже­ния этой цели — высвобождение и развитие ресурсов че­ловека и его социального окружения, осуществление не­обходимых социальных перемен. Социальная работа — это про­фессиональное содействие людям в успешном, разрешении их жизненных проблем посредством осуществления соот­ветствующих социальных перемен, высвобождения и раз­вития ресурсов человека и его социального окружения.

Было бы неразумным стремиться полностью освободить человека от его жизненных проблем, решать их вместо него самого. Смысл социальной работы заключается в формировании и развитии умений человека эф­фективно решать жизненные проблемы с опорой на соб­ственные ресурсы.

Несмотря на индивидуальное своеобразие личностных проблем отдельных людей, в них обнаруживается и нечто общее, связанное со схожестью социальных условий жиз­ни, социально-ролевым сходством. Одна и та же проблема, личностная по своему смыслу, может быть одновременно проблемой нескольких людей, т. е. социальной. Обозна­чая личностные проблемы людей как социальные, мы до­пускаем тем самым более обобщенный уровень их анали­за и решения, в отличие от собственно индивидуального уровня.

Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные особен­ности социальной работы.

Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно чет­кие предметные границы, задаваемые содержанием жиз­ненных проблем клиента и возможными путями их реше­ния. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себя пограничные элементы смежных про­фессий.

Для социальной работы характерна ориентация на ре­альных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий — на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдае­мые или нарушаемые нормы и т. д. Важная особенность социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятель­ности, это — ее посреднический характер. Социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в социу­ме, с другой стороны — процессу очеловечивания этого со­циума, преодолению его отчужденности от забот реальных

людей.

В настоящее время ученые и практики выделяют два подхода к видам социальной работы.

Первый: социальная работа рассматривается как про­фессиональная деятельность, возникающая в виде добро­вольной филантропической и благотворительной помощи, основанной прежде всего на личностном, эмоциональном отношении к страданиям и бедам других людей. И в настоя­щее время в России созданы сотни благотворительных орга­низаций социальной направленности.

Другой подход: социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность, целью которой является материализация, опредмечивание интересов и потребнос­тей человека, достижение социально и личностно значи­мых результатов, закрепление или изменение положения личности, группы людей в обществе. В настоящее вре­мя в России действует свыше 14 тыс. различных учрежде­ний социального обслуживания населения. Увеличилось число реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и цен­тров психолого-педагогической помощи населению. Назван­ные типы учреждений социального обслуживания семьи и детей функционируют в 87 территориях Российской Феде­рации.

Определенное развитие получили учреждения социаль­ного обслуживания молодежи. В 51 территории Российской Федерации работает более 430 учреждений, оказывающих социальные услуги молодым людям по более чем 20 на­правлениям деятельности — от организации досуга и куль­турно-спортивной работы до психолого-педагогического консультирования, "телефонов доверия", наркологической помощи, планирования семьи.

Кроме того, центры активно ведут профилактическую работу по предупреждению кризисных проявлений в жиз­недеятельности семей.

Усиливается роль центров в информационно-воспита­тельном воздействии на семью и детей, формировании нор­мального семейного микроклимата, основ родительско-детских взаимоотношений.

Центрами немало делается для повышения психологи­ческой грамотности населения, школьных педагогов, всех, кто имеет прямое отношение к работе с детьми и подрост­ками. В этих целях специалисты-психологи ведут семина­ры и занятия в школах, техникумах, отделениях милиции.

Социальная деятельность базируется на различных гу­манитарных и демократических идеалах. В основе имеется пять аспектов: социально-экономический, географический, юридический, культурный, духовный.

Географический аспект. Вся деятельность осуществля­ется в рамках определенных границ: учреждения, страны, региона, муниципалитета.

Политический аспект. Каждая страна имеет свою поли­тическую систему. Эта система определяет условия осуще­ствления практической деятельности, независимо от того, является она либеральной или репрессивной, социалисти­ческой, социал-демократической или капиталистической.

Социально-экономический аспект. Основными чаяниями человека являются надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, системам здравоохранения и обра­зования, к системам социального обеспечения и социально­го обслуживания. Социальное согласие в любой группе или стране зависит в значительной степени от справедливого распределения имеющихся ресурсов.

Культурный аспект. Должны учитываться традиции, убеждения, чаяния и культура отдельных лиц, семей, групп, общин и стран

Духовный аспект. В любом обществе, где проводится социальная работа, существует своя система ценностей. С точки зрения социальной работы, работы с конкретным человеком (в группе лиц и т. д.), а также развития системы ценностей самих социальных работников очень важно при­нимать во внимание духовный мир, ценности, философию, этику, а также чаяния и идеалы тех, с кем они работают.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!