Африканские божества на монетах республиканского Рима

29 Дек 2013 | Автор: | Комментариев нет »

Монетных типов с изображениями африканских божеств в римской чеканке республиканской эпохи относительно немного. Эта группа типов представляет уникальный источник информации, не перекрывающийся другими видами исторических источников. Данные монеты позволяют проследить проникновение культов божеств Египта и Карфагена в римскую религию.
Группа І. Типы с Таннит
Таннит – первое африканское божество появившееся в римской республиканской чеканке. В 60-х гг. до н.э. изображение Таннит появляется на денариях  М.Плетория Цестиана. Это два тесно связанных между собой выпуска, носящих изображения Dea Maxima Карфагена – Таннит, а также персонификации провинции Африка с атрибутами той же Таннит, как защитницы земли и покровительницы плодородия.
На аверсе денария Квинта Корнифиция, выпущенного в 42 г. до н.э., вновь появляется изображение Таннит, которое сопровождается тем же набором атрибутов.
Группа ІІ. Тип с Баал-Хаммоном
Голова Баал-Хаммона – африканского божества солнца и покровителя плодородия – изображена на аверсе одного из ауреусов Квинта Метелла, отчеканенного в 47-46 гг. до н.э. в Африке. В пунническом мире Баал-Хаммон, как Deus Maximus, был отождествлен с Юпитером, о чем говорят атрибуты, сопровождающие изображение божества на данной монете.
Группа ІІІ. Типы с Юпитером-Аммоном
Подобные типы появляются в римской чеканке в основном после смерти Цезаря, в период гражданских войн, в монетных выпусках лидеров противоборствующих на Востоке сил. В большинстве своем появление этого божества на римских монетах объясняется контактами римской армии с населением провинции.
На аверсе ауреуса Квинта Корнифиция ( 42 г. до н.э. ) изображена голова Юпитера-Аммона. Это же божество появляется и в чеканке Марка Антония в Африке   ( 31 г. до н.э. ). Денарии с изображением Юпитера-Аммона были выпущены Луцием Пинарием Скарпом.
Несмотря на то, что первый контакт Рима с Египтом произошел еще в 273 г. до н.э., какого-либо достаточно сильного влияния Египта ( в религиозной сфере ) римские монеты ІІІ – ІІ вв. до н.э. не отражают. Тем не менее, известно, что с культом Юпитера-Аммона римляне познакомились во время посещения этой страны Цезарем. Вероятно, что только после этого данный культ обрел своих почитателей в рядах римских легионеров. Это и подтверждают денарии Л.Пинария Скарпа, легионы которого стояли в непосредственной близости от оазиса Сива. Оазис, находившийся в Ливийской пустыне, являлся центром оракульного культа Юпитера-Аммона, вероятно связанного с общеегипетским культом Амона.
Таким образом, указанные выше монеты, носящие изображения египетских и карфагенских божеств, представляют собой ценный источник информации о путях, времени проникновения и, отчасти, характере влияния некоторых восточных культов на римскую религию.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!