Административный аппарат при Николае I

13 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Местное управление не претерпело в данный период существен­ных изменений. Во главе губерний стояли губернаторы, на окраинах фуппы губерний возглавлялись генерал-губернаторами. Во главе уез-лов стояли капитан-исправники, осуществлявшие свои функции совместно с нижним земским судом, который был не судебным, а полицейс­ким органом. Уезды делились на станы. Для управления казенными крестьянами были созданы волости. Во главе волостей стояли волост­ные правления из волостного головы, старост и писаря.

Не подверглась существенным изменениям и судебная система. Она оставалась сложной и громоздкой, зараженной волокитой и взя­точничеством.

Низкий образовательный уровень чиновничества характеризовал весь государственный аппарат. При Александре I по инициативе Спе­ранского была предпринята попытка реформировать процесс продви­жения государственного чиновничества по служебной лестнице. До 1809 г. это продвижениедо чина статского советника (5-й класс - низ­ший генеральский чин) осуществлялось по принципу выслуги. Про­служивший необходимое число лет чиновник получал следующий чин независимо от места, которое занимал, и от своих реальных заслуг. Вверх продвигались все: и нерадивые, и невежды. Особо стараться исполнять долг не было стимула, ибо вступивший в службу раньше, пусть не столь способный и нечистый на руку, был недосягаем для шед­ших после него.

Особенное осуждение вызвало издание по инициативе Сперанс­кого указов 3 апреля и 6 августа 1809 г. - о «придворных званиях» и об «экзаменах на чин». Согласно указу от 3 апреля все придворные обязаны были избрать определенный род службы, в противном случае их придворные звания считались лишь почетными отличиями, не даю­щими никаких служебных прав. По указу от 6 августа 1809 г. для граж­данских чинов был введен образовательный ценз. В целях повыше­ния профессионального уровня и грамотности чиновников указ требо­вал, чтобы все чины, начиная с 8-го класса (коллежского асессора), давались только при предъявлении диплома об университетском об­разовании или сдаче экзаменов в объеме университетского курса.

Для производства же в статские советники требовался еще 10-лет­ний стаж службы, в том числе 2 года на ответственных должностях.

Экзамен предполагал «грамматическое знание русского языка и правильное на нем сочинение», «знание, по крайней мере, одного языка иностранного и удобность перелагать с него на русский», «основатель­ное знание прав естественного римского и частного гражданского с приложением последнего к российскому законодательству», «сведе­ния в государственной экономии и законах уголовных», «основатель­ное знание отечественной истории», истории всеобщей с географией и хронологией, «первоначальных оснований статистики» и «знание по крайней мере начальных оснований математики и общие сведения о главных частях физики». Все эти знания должны были способствовать не только совершенствованию умственных и деловых качеств чинов­ников, но и нравственности. И хотя этот ненавидимый косной чинов­ничьей массой закон был отменен в 1834 г., он сыграл свою роль в выработке критериев, которым должен был отвечать облеченный вла­стью и исполненный чувства долга ответственный государственный человек. По авторитетному мнению современников он способствовал повышению культурного уровня чиновников.

Не претерпела принципиальных изменений и организация вооружен­ных сил. Правда, многочисленные войны первой половины XIX в. заста­вили увеличить состав армии. В то же время был несколько сокращен срок службы в войсках. Наиболее заметным событием в истории воору­женных сил этого периода было создание военных поселений. Громад­ные расходы на армию побудили к попытке поставить армию на само­обеспечение. В 1808-1809 гг. по инициативе А. А. Аракчеева в несколь­ких губерниях государственные крестьяне стали переводиться на режим военных поселенцев. С особым размахом эта работа развернулась с 1815г. Треть армии стала жить в военных поселениях.

Были построены специальные поселки с хорошими каменными до­мами и хозяйственными помещениями. Солдаты жили с семьями, за­нимаясь привычным крестьянским трудом. Но сверх того они должны были нести военную службу, т.е. заниматься строевой и иной боевой подготовкой.

Однако идея военных поселений себя не оправдала. Сэкономить на содержании армии не удалось, когда же попытались такую эконо­мию провести за счет уменьшения ассигнований на военных поселен­цев, это привело к волнениям. Восстания военных поселенцев вызы­вались и злоупотреблениями начальников, притеснениями со стороны командиров. Военные поселения не оправдали себя не только эконо­мически, но и политически. Надежда создать из военных поселенцев особую касту - опору самодержавия - не сбылась.

Военные поселения в конце концов трансформировались как бы в подсобные хозяйства. Работая в них, солдаты, освобожденные от строя, обеспечивали производимой продукцией определенные воинские час­ти. В конце данного периода в свете надвигающихся реформ эти посе­ления были упразднены.

Таким образом, политическая надстройка России в дореформен­ный период оставалась феодальной, приспособленной к защите усто­ев феодального общества, охраняющей и отстаивающей интересы гос­подствующего класса феодалов от всякой угрозы его существованию и господству. Вместе с тем на государственном механизме не могло не отразиться неуклонное развитие капиталистического уклада. Сопро­тивляясь действию новых сил, самодержавие не могло не идти на не­которые, хотя и не очень значительные, уступки. Так, в 1802 г. было учреждено Министерство коммерции, в 1819 г. - Государственный коммерческий банк, в 1828-1829 гг. - Мануфактурный и Коммерчес­кий советы при Министерстве финансов.

Некоторые отечественные авторы полагают, что уже в данный пе­риод феодальное государство в России сделало известный шаг по пути превращения в буржуазную монархию. С этим можно согласиться с той лишь оговоркой, что этот шаг был очень скромным, природу суще­ствовавшего в России государства не изменившим.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!