Административное право как отрасль права. Предмет и метод административного права

24 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Отрасли права - это наиболее крупные, центральные подразделения системы права.

Наиболее самостоятельны такие правовые отрасли,  как гражданское, уголовное, международное, конституционное право.

Административное право, являясь одной из  отраслей  права, представляет собой систему юридических норм, предназначенных для регулирования общественных отношений  в  сфере  государственного управления,  а  также в связи с осуществлением функций управленческого характера.

Постановка вопроса об административном праве как самостоятельной отрасли  права  неизбежно затрагивает коренные положения общей теории права, на которых базируется любая отрасль правовой науки - это системный характер права,  предмет и метод правового регулирования.

Отрасли права различаются прежде всего по предмету правового регулирования. Предметом правового регулирования любой отрасли права является  группа  однородных  общественных  отношений.

Именно предмет правового регулирования дает необходимое и достаточное представление о каждой отрасли права.

Поэтому, чтобы определить предмет той или иной отрасли права, достаточно  выделить круг однородных общественных отношений, регулируемых данной отраслью.

Административное право представляет собой отрасль правовой системы, которая призвана регулировать особую группу  однородных общественных отношений.  Главная  их  особенность состоит в том, что они возникают,  развиваются и прекращаются в сфере государственного управления,  т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной  власти.  Такого  рода  отношения, многообразные по  своему  характеру,  и составляют предмет административного права.

Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью,  а потому  и  обобщенно называются управленческими.  Но  управление может осуществляться не только по государственной линии. То есть, не все общественные отношения, по  своей  природе являющиеся управленческими,  могут быть отнесены к предмету административного права.  В  частности, это отношения,  возникающие  в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.).  Так, назначение внутрипрофсоюзных и подобных им управленческих отношений состоит не в выражении интересов государства, а  в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел). В них превалируют воля и интересы членов данных объединений, выражаемые не в юридических нормах, а например, в уставных нормах. Но это не означает, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Для правильного понимания предмета административного права необходимо учитывать ряд важных обстоятельств,  совокупность которых  указывает его реальное место в российской правовой системе.

Во-первых, свое регулятивное  воздействие административное право оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им тем самым упорядоченный,  т.е.  соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся те виды такого рода отношений, которые непосредственно возникают  в связи  с практическим выполнением задач  и  функций  государственно-управленческой деятельности.

Во-вторых, административное право регулирует те отношения с участием соответствующих субъектов государственного управления, которые складываются  по  поводу  осуществления  ими  возложенных именно на них управленческих функций.  Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически-властных  полномочий.

Без таковых орган государственного управления не может выступать в роли субъекта управления и осуществлять управленческие  функции. Таким  образом,  при определении предмета административного права необходимо учитывать:

- сферу государственного  управления,  охватывающую  любые проявления государственно-управленческой деятельности;

- наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;

- практическую реализацию ими полномочий,  предоставленных им для осуществления государственно-управленческой деятельности.

По существу -  это те условия,  при которых управленческие отношения возникают "в связи" и "по поводу" практической  реализации задач и функций исполнительной власти.  На этой основе закономерен вывод,  что не всякое общественное отношение  в  сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.

Управленческие отношения,   регулируемые   административным правом,  многообразны. Следует выделить наиболее типичные их виды:

- общественные отношения, возникающие в ходе осуществления органами государственного управления исполнительной и распорядительной деятельности;

- общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением органами власти внутри организационной деятельности управленческого характера.   Например,   формирование  управленческих структур, определение основ взаимодействия между ними и их  подразделениями,  с  распространением обязанностей,  прав и ответственности между работниками аппарата органа управления;

- общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением негосударственными организациями некоторых  функций  государства, от имени государства.  Например,  на Российскую оборонно-техническую организацию (бывший ДОСААФ)  возложена  государственная функция по подготовке граждан к воинской службе .

Таким образом, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО может быть определено как ОТРАСЛЬ ПРАВА, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительной и распорядительной деятельности органами государственного  управления,  а  также  в связи с  проведением другими государственными органами и негосударственными организациями деятельности управленческого характера от имени государства.

Предмет правового регулирования - главный, но не единственный критерий разграничения отраслей права. Они различаются и по методу регулирования.  Предмет (что, какие отношения) определяет специфику метода (как,  каким образом, способом регулируются общественные отношения).

Под методом правового регулирования в административном праве понимается совокупность юридических средств или способов воздействия, применяемые государством  при  регулировании  тех или иных общественных отношений управленческого характера.

Проблема методов правового регулирования достаточно дискуссионна. В юридической литературе можно обнаружить различные методы административного права.  Профессор Козлов Ю.М.  предлагает два принципиально различных подхода к познанию содержания  методов: либо  каждая  правовая отрасль помимо предмета имеет и свой собственный метод,  либо все отрасли права используют в  регулятивных целях единые правовые средства, заложенные в самой природе. И предпочтение представляется второй позиции.

Поскольку административное право регулирует исполнительную и распорядительную  деятельность  государства,  которой  присущи власть и подчинение,  то и методом правового регулирования является властвование,  иначе немыслимо распорядительство. Но, отношения власти и подчинения в управленческих отношениях неоднотипны, и могут быть следующими:

- во-первых, когда субъект и объект управления находятся в организационной подчиненности.  Например, МВД России и подчиненные ему УВД края, ГРОВД, отделения милиции;

- во-вторых, когда нет подчиненности между участниками отношений, но  субъект  при  этом  наделен властными полномочиями.

Например, разрешение органами внутренних дел вопросов о  выдаче гражданам России  паспортов установленного образца,  лицензий на право приобретения и хранения газового оружия;

- в-третьих, отношения властности могут проявляться в обязанности исполнения объектом предписания, решения, исходящего от носителя распорядительных прав - субъекта исполнительной власти.

Например, предписание санитарно-эпидемиологической службы предприятию общественного питания устранить нарушения санитарных правил, или постановление начальника милиции об уплате штрафа гражданином, совершившим административное правонарушение

Таким образом, в большинстве случаев управленческих отношений преобладает неравенство сторон, участников отношений:

- все административно-правовые вопросы  разрешаются  соответствующими органами государственного управления;

- отношения властности и подчинения в административно-правовом методе  проявляются в порядке организационной подчиненности или односторонности подведомственных вопросов;

- юридически-властные предписания или решения субъекта управления обязательны исполнению объекту;

- властный метод регулирования административно-правовых отношений всегда сопровождается разъяснительной  и  организационно-воспитательной работой.

В то же время нельзя сводить всю исполнительную и распорядительную деятельность только к властвованию,  а власть - лишь к принуждению.  В управленческой деятельности  имеют  место  такие формы воздействия,  как наделение правами и представление нижестоящим органам и должностным лицам достаточной степени самостоятельности  в  разрешении вопросов оперативного управления,  поддержка и развитие инициативы,  распространение передового опыта, юридическое оформление субъективных прав и т.д.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!