Административно-территориальное устройство России в XVIII веке

11 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Одним из направлений петровских реформ была перестройка ад­министративно-территориального управления. Прежние органы мес­тного управления были не в состоянии обеспечить исправное поступ­ление налогов в государственную казну, проводить рекрутские наборы и выполнять другие возросшие обязанности. Реорганизация местного управления преследовала главную цель - увеличение налоговых по­ступлений в казну. Для этого требовалось не только централизовать управленческую систему, усилить контрольные функции государства, но и создать механизм стимулирования предпринимательских слоев населения. Функционировать этот механизм, по мысли Петра, мог при условии сведения в одних и тех же органах назначаемых и выборных элементов управления.

В 1699 г. в Москве появилась Бурмистрская Палата - выбор­ный орган, которому были подчинены земские избы в городах. В выбо­рах участвовали горожане и государственные крестьяне, как и ранее, только теперь глава земской избы стал называться бурмистром. В

1702 г. были отменены должности губных старост. Их полномочия были переданы воеводам, управлявшим совместно с присутствием из вы­борных дворян от уезда. Органы эти ведали доходами, сбором налогов, осуществляли местное самоуправление и суд.

В 1708 г. Бурмистрская Палата под новым названием Ратуша во­зобновила свою деятельность, превратившись в финансовый центр, сосредоточивший в своих руках функции всех ранее действовавших финансовых органов.

В 1708 г. в России было введено губернское правление. Страна была разбита на 8 губерний, огромных по размерам и неодинаковых по количеству проживавшего в них населения. Управление губерниями осуществляли губернаторы и вице-губернаторы. Губернии делились на уезды во главе с комендантами. Губернаторам, назначаемым царем, были поручены все финансовые и военные дела на территории губер­ний. С 1713 г. при губернаторах были образованы советы, состоявшие из нескольких ландратов (советников), которых избирало местное дво­рянство. Кроме ландратов, в каждом уезде дворяне избирали земского комиссара. В 1719 г. число губерний увеличилось до 10, губернии ста­ли делиться на провинции, провинции - на уезды (дистрикты) во гла­ве с воеводами. В этом же году были ликвидированы ландраты, но зем­ские комиссары остались. Они подчинялись земским камерирам, или бухгалтерам, особым органам, созданным для управления финансами губерний и уездов.

После окончания Северной войны городские органы самоуправ­ления были вновь реорганизованы. В городах были созданы магист­раты, а в Петербурге Главный магистрат, состоявшие из выбор­ных чиновников с теми же полномочиями, что и у прежних бурмист­ров: сбор податей, руководство торговлей и промышленностью, суд. После смерти Петра I местное самоуправление пришло в упадок, и все управленческие полномочия сосредоточились у губернаторов.

Однако Московский бунт 1771 г. и восстание под руководством Е. Пугачева показали слабость существующей административной си­стемы.

В 1775 г. Екатерина II проводит губернскую реформу. Ее правовой основой было Учреждение для управления губерний. С целью улуч­шения финансовой, надзорной и судебной деятельности трехзвенное деление империи на губернии, провинции и уезды было преобразова­но в двузвенное. Страна была разбита на губернии и уезды. При этом губернии разукрупнялись, число их увеличивалось сначала до 40, а в 1795 г. до 50. Согласно Учреждению о губерниях административные единицы создавались по количеству населения (300-400 тыс. душ в губернии, 20-30 тыс. в уезде).

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор. Над несколькими губерниями главенствовал генерал-губернатор, в под­чинении которого находились войска. Губернаторы выступали как про­водники на местах политики центра и как администраторы крупных территорий. В их руках сосредоточивалась вся полнота администра­тивной, финансовой и военной власти в регионе. Губернская власть была гибким, живучим и маневренным институтом власти, в котором сочетались централизация и децентрализация управления сообразно особенностям региона, периода, личности царя и личности губерна­тора.

При губернаторе состояли губернское правление и вице-губерна­тор. Управление финансовыми делами губернии возлагалось на Казен­ную палату. Приказ общественного призрения заведовал просветитель­ными, благотворительными и санитарными учреждениями. За закон­ностью наблюдал губернский прокурор со штатом прокуроров и стряп­чих. Все должностные лица избирались на дворянских собраниях, за исключением выборных представителей от трех сословий, заседавших в Приказе общественного призрения. Были также созданы сословные органы опеки: для дворян - дворянская опека, для мещан - городо­вой сиротский суд.

Город был выделен в самостоятельную административную единицу во главе с городничим, назначавшимся правительством и осуществ­лявшим полицейский надзор. Под его началом находились также рату­ша и сиротский суд. Для выполнения полицейских функций в столич­ных центрах сохранялась должность обер-полицмейстера, а в гарни­зонных городах - коменданта. В 1782 г. создается новый орган по­лицейского управления - Управа благочиния, компетенция и состав которой определялись особым Уставом. Она состояла из 5 лиц: обер-полицмейстера (в столицах) или городничего (в других городах), двух приставов (по уголовным и гражданским делам), назначавшихся пра­вительством, и двух ратманов (советников), избиравшихся собрани­ем горожан. Города в полицейском отношении делились на части во главе с частными приставами, на кварталы во главе с кварталь­ными надзирателями, назначавшимися Управой благочиния, и квар­тальными поручиками, избиравшимися горожанами из своей среды. Функции полицейских органов были весьма обширными: безопасность, санитария, нравственность, семейные отношения, ведение следствия по уголовным делам, арестные дома, тюрьмы и т.д.

Глава 11. Российское государство в период абсолютизма (XVIII в.)     253

Во главе уезда стоял земский исправник (капитан-исправник), избираемый дворянством уезда, при котором действовал нижний зем­ский суд - судебный и административно-полицейский орган.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!