Административно-правовые методы государственного управления

22 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Методы исполнительной деятельности -  способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управленческие объекты. Составляющими частями методов деятельности исполнительной власти являются:

- способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой, человека на коллектив;

- способы обеспечения преобладания воли субъекта власти;

- способы организации, упорядочения происходящих процессов, приемы осуществления управленческих функций, возникающих при организации совместной деятельности;

- средства достижения определенных целей.

Универсальными способами воздействия на сознание и волю людей являются методы убеждения, поощрения и принуждения.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или её преобразования.

Принуждение - заключается в применении субъектами исполнительной власти, установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

Поощрение - способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных с точки зрения поощряющегося дел. Поощрительное воздействие вызывает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.

Под содержанием убеждения и принуждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права.

Наиболее четким критерием классификации методов управления является характер воздействия на объект управления. В связи с этим различают методы прямого (внеэкономического) и косвенного (экономического) воздействия.

Характерными признаками методов прямого воздействия является:

- прямое воздействие на волю;

- приказной характер;

- однозначность указаний;      - широкое использование правительственных, ведомственных актов; - наличие административного аппарата, контролирующего выполнение указаний и применяющего принудительные меры для исполнения; - стимулирование выполнения указаний; - широкое использование внешнеэкономического принуждения.

Для методов косвенного воздействия присущи следующие особенности: - руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении; - акты власти управомочивают на определенные действия; - у подвластных существует возможность выбора варианта поведения; - автоматически действующий механизм стимулирования закреплен юридическими нормами; - наличие развитого механизма правосудия, обеспечивающего защиту интересов граждан и их объединений.

Убеждение как метод государственного управления. Организационные и правовые формы убеждения. Моральное и материальное стимулирование.

Одним из методов деятельности исполнительной власти является убеждение, которое представляет собой способы воздействия на сознание и поведение людей. С помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников административно-правовых отношений.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или её преобразования. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют их.

Для убеждения характерно следующее: - оно используется постоянно и в отношении всех граждан; - оно обеспечивает добровольное выполнение норм, указаний, предписаний, а конечном итоге воспитывает убежденность, «привычку» законопослушания.

Убеждение - процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы:

- овладение вниманием;

- внушение;

- воздействие на сознание;

- оперирование эмоциями;

- формирование интереса.

Средствами убеждения являются: - обучение; - пропаганда; - агитация; - разъяснение; - обмен опытом.

Поощрение - способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных с точки зрения поощряющего дел. Поощрительное воздействие способствует возникновению интереса к совершению определенных дел, получению материального, морального, иного одобрения.

Как методу деятельности исполнительной власти поощрению присущи следующие особенности:

- фактическим основанием для применения поощрения является заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектами власти;

- поощрение связано с оценкой уже совершенных деяний, является составной частью государственного контроля;

- поощрение персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;

- поощрение заключается в моральном одобрении, наделении определенными правами, материальными ценностями и иными благами;

- в основном поощрение урегулировано правом, во многих случаях реализуется в форме правоприменения;

- поощрение косвенно воздействует на волю поощряемого, стимулируя его.

В зависимости от оснований поощрения различают:

- абсолютное поощрение, обусловленное абсолютными основаниями поощрения. Такими основаниями являются: добровольное выполнение трудовых или служебных обязанностей; выполнение гражданского долга (помощь в задержании преступника, спасение утопающего и т.п.); поощрение матерей, родивших и воспитавших более пяти детей; юбилеи, заслуги иностранных граждан перед Россией в развитии науки и т.п.;

- относительное поощрение регламентировано КоАП РФ, дисциплинарными уставами. Нормы указанных актов обязывают поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда. Статьей 4.2 КоАП РФ определено, что раскаяние виновного, предотвращения вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного  вреда являются обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение.

С точки зрения правовой основы различают:

- формальное поощрение - поощрение, регламентированное правовыми нормами (соответствующие меры оформляются специальными правоприменительными актами и, как правило, заносятся в трудовую книжку, служебную карточку);

- неформальное поощрение - применение разнообразных мер воздействия, не предусмотренных юридическими нормами ( например, публичная похвала).

По содержанию поощрение бывает: - моральным (благодарность, грамота); - материальным (премия, ценный подарок); - статусное (изменения правового статуса гражданина, например, присвоение почетного звания «Заслуженный юрист РФ»); - смешанное (часто одна мера содержит моральное, материальное и статусное поощрение, например, присвоение Героя России).

В зависимости от круга лиц, к которым применяются меры поощрения, различают: - меры поощрения, применяемые к коллективным субъектам (например, объявление благодарности Президента РФ коллективу Финансовой Академии за заслуги по подготовке высококвалифицированных специалистов в финансово-банковской области);

- меры поощрения, применяемые к индивидуальным субъектам (например, для иностранный граждан и лиц без гражданства установлено применение такого поощрительного средства, как предоставление лицу с его согласия почетного гражданства).

Понятие и виды административного принуждения.

Административное принуждение используется как средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, выполняет карательную функцию. Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Административному принуждению присущи следующие признаки:

- применяются на основе закона. Нормами права регулируется следующее: какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться. Четкая регламентация принудительных мер необходима для соблюдения принципов неприкосновенности личности, жилища и личной собственности граждан;

- осуществляются посредством юрисдикционных правоприменительных актов;

- персонифицировано - то есть применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы;

- для административного принуждения характерен внесудебный порядок применения. Использование административно-правовых мер отнесено к компетенции соответствующих исполнительных органов (должностных лиц), которые непосредственно реализуют их без обращения в суд. Однако в соответствии с Российским законодательством отдельные меры административного принуждения исполняются народными судами - это относится к случаям наложения наиболее строгих административных взысканий за совершение административных правонарушений;

- применяется в целях обеспечения административно-правовых норм, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (правила безопасности дорожного движения, обеспечение санитарной безопасности).

Административное принуждение применяется:

- исполнительными органами, уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (ОВД, контрольно-надзорными органами);

- исполнительными органами, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти (например, антимонопольный орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий).

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на 4 группы:

Административно-предупредительные меры - используются в целях предупреждения правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения обстоятельств, угрожающих общественной безопасности;
Меры административного пресечения - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения обстоятельств, угрожающих общественной безопасности;
Меры административной ответственности (административные взыскания). Административное взыскание - это наказание, применяемое в установленном законом порядке уполномоченным органом (должностным лицом) к виновному физическому и юридическому лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном или материальном воздействии на виновного или во временном лишении его специального права.
Меры административно-процессуального обеспечения.

Меры административного предупреждения - способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.

Основанием для применения мер административного предупреждения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние. Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.

Наиболее распространенными являются: контроль и надзорные проверки, введение карантина, остановка движения транспорта на отдельных улицах (в случае аварии или иного происшествия), закрытие участков государственной границы, проверка документов, контроль и досмотр вещей, принудительное доставление лица для освидетельствования в медицинское учреждение, принудительное выселение граждан из домов, грозящих разрушением, санитарных осмотр грузов, технический осмотр транспортных средств и т.д.

По непосредственному назначению и характеру правоограничений выделяют:
Меры применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных последствий (вредных, опасных, а нередко, тяжких), например введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;
Меры направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);
Меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и пр.);
Особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д.

Административно-пресекательные меры - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основаниями применения мер административного пресечения являются: - совершение правонарушения; - совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.

В зависимости от целей, характера, объекта воздействия административно-пресекательные меры подразделяются на :
Меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.).
Меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и пр.);
Меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по соблюдению общественной безопасности и др.);
Меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);
Меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);
Меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на занятие определенной деятельностью, подлежащей лицензированию, приостановление или аннулирование действия лицензии и др.);
Меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Данные меры применяются в целях выявления правонарушений, установления личности нарушителей, сбора доказательств и
создания иных условий для разрешения дел об административных
правонарушениях. Они подразделяются на:

1) Меры административно-процессуального пресечения (доставление нарушителей, административное задержание, привод отстранение от управления транспортным средством, задержание транспортного средства и т.п.);

2) Меры, направленные на получение доказательств (проверка
документов, личный досмотр, досмотр вещей и транспортных
средств, изъятие вещей и документов, осмотр помещений и их опечатывание, медицинское освидетельствование).

3) Меры по исполнению административных взысканий (принудительное взимание штрафа, исполнение постановлений о возмездном изъятии вещей или конфискации, исполнение постановлений о лишении специального права и т.д).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!