Административно — правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

22 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Иностранные граждане – это лица, которые не располагают документами о принадлежности к гражданству РФ, но зато имеют документы о принадлежности к гражданству или подданству другого государства.

Лица без гражданства (апатриды) это лица, не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.

А.В. Степанов выделяет следующие группы иностранцев:

- иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и привилегиями;

- иностранные граждане, обладающие определенными иммунитетами и привилегиями:

- иностранные граждане, желающие получить или получившие убежище в Российской Федерации.

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Таким образом, можно выделить следующие основные виды иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие иностранные граждане. Кроме указанных видов можно также выделить иностранных граждан с особым статусом, к их числу относятся лица, нуждающиеся во временном (политическом) убежище и беженцы (правовой статус беженцев будет рассмотрен в отдельном параграфе).

Прежде чем перейти к характеристике отдельных видов иностранных граждан, законно пребывающих на территории Российской Федерации, обратим внимание на общий порядок въезда и нахождения в России иностранных лиц.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина (национальный паспорт) либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

  • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии   с   международным   договором   Российской   Федерации   в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
    • разрешение на временное проживание;
    • вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Основными документами, удостоверяющими личность иностранных граждан, являются национальные или заграничные паспорта. К моменту въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию такой паспорт должен быть действительным как с точки зрения срока, на который он выдан, так и правил оформления. В обычной международной практике иностранные государства доводят до сведения соответствующих органов других стран образцы паспортов, по которым граждане этих государств могут выезжать за границу. Кроме документа, удостоверяющего личность, иностранный гражданин обязан иметь въездную (транзитную) визу. С некоторыми иностранными государствами Российской Федерацией в соответствии с международными договорами может быть установлен безвизовый режим.

Въезд в Россию для многих категорий иностранцев не требует специальных приглашений. Это касается, прежде всего, государств, с которыми РФ заключила соглашения о безвизовом въезде их граждан в РФ. В последнее время список таких стран сокращается. Некоторые государства приняли решения о введении визового порядка въезда и пребывания наших граждан, Россия вынуждена вводить адекватный порядок.

В соответствии с Законом об иностранцах 2002 г. приглашение на въезд в РФ выдает МИД РФ, МВД РФ или его территориальный орган. Приглашение содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство приглашаемого лица, государство проживания, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего личность, цель поездки, предполагаемый срок пребывания в РФ, предполагаемые пункты посещения в РФ, наименование приглашающей организации и ее местонахождение или фамилию, имя приглашающего физического лица и адрес его места жительства, номер и дату принятия решения о выдаче приглашения и срок действия приглашения.

МИД РФ выдает приглашения по ходатайству: федеральных органов государственной власти; дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в РФ, международных организаций и их представительств в РФ, а также представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в РФ; органов государственной власти субъектов РФ. Территориальный орган МВД выдает приглашения по ходатайству: органов местного самоуправления; юридических лиц; граждан РФ и постоянно проживающих в РФ иностранных граждан.

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающая сторона представляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в РФ.

Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. При выезде из РФ иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из РФ.

В Положении о миграционной карте[1] говорится, что миграционная карта содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, и служит для контроля за его временным пребыванием на территории РФ.

Бланки миграционных карт выдаются следующим в Россию иностранным гражданам заранее, с таким расчетом, чтобы исключить дополнительное время на их заполнение. Выдачу осуществляют члены экипажей воздушных (морских, речных) судов, бригад поездов, водители автобусов, при следовании иностранца личным (частным) транспортом или пешком — должностные лица органа пограничного контроля.

Миграционные карты имеют въездную и выездную части (талоны «А» и «В»), которые заполняются лично владельцами документов, дающих право на въезд и пребывание на территории РФ, разборчиво; без помарок и исправлений чернильной или шариковой авторучкой с чернилами (пастой) черного, синего или фиолетового цвета. В случае, если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность.

Отметки о въезде/выезде проставляются в графах «Для служебных отметок» миграционных карт должностными лицами пограничного (а для транзитных пассажиров — и иммиграционного) контроля в момент прохождения иностранными гражданами пограничного (иммиграционного) контроля.

Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию.

Временно проживающие и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в ОВД, по месту своего жительства.

В случае схода на берег иностранных граждан - моряков, являющихся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, и временного пребывания указанных граждан на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города в течение более двадцати четырех часов их регистрация производится на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию. Паспорт моряка является документом, удостоверяющим личность его владельца как за пределами Российской Федераций, так и в пределах Российской Федерации. В паспорте моряка указываются следующие сведения о владельце паспорта: гражданство; фамилия, имя, отчество; дата рождения; место рождения; описание личности (рост, цвет глаз, особые приметы); должность с указанием наименования судна и судовладельца. Паспорт моряка выдается на срок до 5 лет. Действие его может быть продлено один раз на срок до 5 лет, по истечении которого паспорт подлежит замене.

Регистрация иностранного гражданина производится, если он предъявил для регистрации миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документ, удостоверяющий его личность.

При регистрации иностранного гражданина проставляется штамп установленной формы на оборотной стороне страницы документа, удостоверяющего личность, на которой проставлена отметка о разрешении. В случае отсутствия такой возможности штамп проставляется на свободной странице документа, удостоверяющего личность.

При регистрации лиц без гражданства, не имеющих документов, удостоверяющих личность, заполняется графа "Адрес временного проживания" в разрешении, оформленном в виде документа.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Виза – выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, если лицо прибыло в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, срок пребывания, как правило, не может превышать девяносто суток.

Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.

О продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации делается отметка в миграционной карте.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания виза может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица.

Дипломатическая виза выдается иностранному гражданину, имеющему дипломатический паспорт. Дипломатическая виза выдается:

1) главам иностранных государств, главам правительств иностранных государств, членам иностранных официальных делегаций, членам семей указанных лиц, следующим с ними, и сопровождающим их лицам на срок до трех месяцев;

  • дипломатическим агентам дипломатических представительств и консульским должностным лицам консульских учреждений, сотрудникам представительств международных организаций в Российской Федерации, в отношении которых Российской Федерацией признается дипломатический статус, членам семей указанных лиц на срок до трех месяцев;
  • иностранным дипломатическим и консульским курьерам на срок командировки.

В случае, если в отношений иностранного гражданина, не имеющего дипломатического паспорта, Российской Федерацией признается дипломатический статус, указанному гражданину может быть оформлена дипломатическая виза.

Служебная виза выдается иностранному гражданину, имеющему служебный паспорт. Служебная виза выдается:

  • членам   официальных   иностранных   делегаций,   членам   семей указанных лиц, следующим с ними, и сопровождающим их лицам на срок до трех месяцев;
  • работникам   административно-технического   и   обслуживающего персонала дипломатических представительств, консульским служащим и работникам     обслуживающего     персонала     консульских     учреждений иностранных   государств   в   Российской   Федерации,   представительств международных организаций в Российской Федерации и членам семей указанных лиц на срок до трех месяцев;

3) военнослужащим вооруженных сил иностранных государств и членам семей указанных лиц на срок до одного года.

В случае, если в отношении иностранного гражданина, не имеющего служебного паспорта, Российской Федерацией признается официальный статус, указанному гражданину может быть оформлена служебная виза.

Транзитная виза выдается на срок до десяти дней иностранному гражданину в целях транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

  • совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;
  • следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

3)   проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

Кроме того, транзитная виза иностранному гражданину не требуется в случае транзитного проезда этого иностранного гражданина через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку, однако, по просьбе иностранного гражданина ему может быть выдана виза с правом на остановку на территории Российской Федерации.

В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории Российской Федерации и продление срока действия транзитной российской визы производятся органом внутренних дел в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства.

Виза временно проживающего лица выдается на четыре месяца иностранному гражданину, которому разрешен въезд в Российскую Федерацию для временного проживания. При получении иностранным гражданином разрешения на временное проживание в Российской Федерации территориальный орган федерального органа, ведающего вопросами внутренних дел, продлевает срок действия визы временно проживающего лица на срок действия указанного разрешения.

В свою очередь обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища.

Обыкновенная частная виза выдается на срок до трех месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской Федерации, или иностранного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, или юридического лица.

Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок.

Обыкновенная туристическая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристическую деятельность.

Обыкновенная туристическая групповая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста в составе организованной туристической группы (не менее пяти человек) при наличии надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристическую деятельность.

Обыкновенная учебная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательном учреждении.

Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора, но не более чем на один год.

Обыкновенная гуманитарная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления научных или культурных, или общественно-политических, или спортивных, или религиозных связей и контактов, либо паломничества, либо благотворительной деятельности, либо доставки гуманитарной помощи.

Обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища выдается иностранному гражданину на срок до трех месяцев при наличии решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о признании данного иностранного гражданина беженцем на территории Российской Федерации.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину, достигшему 14-летнего возраста. Иностранный гражданин, не достигший 14-летнего возраста, вписывается в вид на жительство обоих родителей. В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (лица без гражданства), делается отметка о выдаче ему вида на жительство.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Следует отметить, что решение о выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство принимается министрами внутренних дел, начальниками ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации либо их заместителями.

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

  • имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Лицу, получившему временное убежище, территориальным органом миграционной службы выдается свидетельство установленной формы. Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в ОВД по месту пребывания.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Режим пребывания, по которому иностранные граждане приравниваются в своих правах в целом к гражданам своего государства за определенными изъятиями, получил наименование национального режима. Определяя правовой статус иностранных граждан, основанный на национальном принципе, государство, с одной стороны, закрепляет за ними права, свободы и обязанности, аналогичные правам, свободам и обязанностям собственных граждан, с другой — вводит для них определенные ограничения[2].

Ф.И. Кожевников придерживается мнения, что изъятия для иностранных граждан «диктуются, главным образом, интересами обеспечения безопасности государств»[3]. В.Д. Яворский добавляет к этому «интересы народного хозяйства и управления внутренними делами государства»[4]. Как видим, единства в решении этого вопроса нет, ответ же на него имеет решающее значение, поскольку он одновременно позволяет определить границы правового статуса иностранных граждан, основанного на национальном принципе.

Рассмотрим этот вопрос на конкретных примерах. Одним из основных изъятий, принятых почти всеми государствами, является ограничение в избирательных правах. Так, Закон об иностранцах 2002 г. в ст. 12 «Отношение иностранных граждан к избирательному праву» содержит следующее правило: иностранные граждане в РФ не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ.

Российское законодательство содержит ряд запретов на трудовую деятельность иностранцев в нашей стране. В частности, иностранные граждане не имеют права на такой вид трудовой деятельности, как государственная или муниципальная служба. Подобные ограничения статуса иностранных граждан устанавливаются государством по нескольким причинам. Часть из них обусловлена тем, что при выполнении своих служебных обязанностей некоторые лица наделяются государством особым правом постоянно или при определенных условиях выступать от его имени, быть его представителем, участвовать в реализации его функций.

В Законе об иностранцах 2002 г. обозначены и другие запреты. В частности, иностранцы не могут замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ. В данном Кодексе[5] есть ст. 56 «Гражданство членов экипажа судна». Она гласит, что в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан РФ могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

По Закону об иностранцах 2002 г. иностранец не вправе быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации. Первый запрет связан с тем, что иностранцы не могут быть на военной службе, а случаи включения в военные экипажи штатских лиц нам неизвестны. Второй запрет носит широкий характер и распространяется на любые государственные летательные аппараты, военные и гражданские. Экспериментальные летательные аппараты отнесены в ту же группу, вероятно, по соображениям сохранения государственной тайны, с которой связаны их разработка и испытание[6].

Правда, не совсем понятно, как быть с космическими аппаратами, которые являются и государственными, и экспериментальными, но иностранные граждане, тем не менее, включаются в состав их экипажей. Очевидно, в одних случаях верх берут соображения коммерческие (в космос отправляются иностранцы, которые платят за свой в основном туристический полет приличные деньги), в других — политические (чтобы укрепить отношения с государствами, которые просят включить своих космонавтов в экипажи космических летательных аппаратов).

Закон об иностранцах 2002 г. запрещает иностранцу быть командиром воздушного судна гражданской авиации, из чего следует, что такое лицо может входить в состав экипажа гражданской авиации в ином качестве — второго пилота, штурмана, радиоинженера, а тем более бортпроводника. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. распространял запрет на более широкий круг лиц: согласно п. 4 ст. 56 в состав летного экипажа гражданского воздушного судна РФ могут входить только граждане РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом[7]. Естественно, теперь вопрос решается на основании Закона об иностранцах 2002 г. В определенной степени такие ограничения введены по соображениям государственной безопасности. Следует отметить и то обстоятельство, что при определенных условиях капитаны торговых судов и командиры гражданских воздушных судов могут выступать в качестве представителей государства и от его имени. Например, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 40 УПК РФ капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, осуществляют функции органов дознания, а в соответствии с ч. 8 ст. 9 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза ССР от 23 мая 1966 г. командиру гражданского самолета может быть вверена дипломатическая почта без сопровождения курьером.

Запрещается принимать иностранцев на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г.[8]

В ряде случаев государство устанавливает ограничения для иностранных граждан в занятии определенной трудовой деятельностью исходя из особых экономических интересов, признаваемых за государством международным правом. В эту категорию изъятий можно отнести, например, запрещение производства спасательных работ и ограничения в области каботажного плавания в пределах внутренних и территориальных вод и т. д.

Таким образом, введение в РФ ограничений на некоторые виды трудовой деятельности иностранных граждан направлено на то, чтобы воспрепятствовать предоставлению им тех прав, которые позволяли бы участвовать в управлении государством или в реализации его функций, допускали возможность распоряжения ими национальными богатствами нашего государства или игнорирование его особых экономических интересов, создавали определенную угрозу обеспечению государственной безопасности общественного порядка, законных интересов российских граждан и иных лиц.

Другая часть подобных изъятий из правового статуса собственных граждан направлена на реальное обеспечение суверенных прав государства на национальные природные богатства. В частности, по Земельному кодексу РФ 2001 г. иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо охраняемых территориях РФ в соответствии с федеральными Законами.

Не является изъятием из правового статуса собственных граждан предоставление иностранным гражданам прав на определенных условиях или в соответствующем порядке. В качестве примера можно привести, что в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.[9] лица, получившие медицинскую фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а также после получения лицензии на занятие определенными Министерством здравоохранения и социального развития РФ видами деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Поскольку в данном случае речь идет о жизни людей, подобный осторожный подход к полученной за рубежом квалификации вполне оправдан, и специальный порядок устанавливается для всех лиц, получивших медицинское образование за рубежом вне зависимости от гражданства, т. е. и для граждан РФ.

Реализация некоторых личных прав и свобод в РФ (свобода исполнения религиозных обрядов, проведения митингов, демонстраций и т. п.) сопряжена с определенными условиями. Прежде всего — это уведомительный порядок осуществления ряда из них. Он установлен во избежание нарушения общественного порядка, нормальной работы транспорта, учреждений, предприятий и организаций. В то же время государство обязано выполнить функцию гаранта общественных интересов, прав и свобод собственных граждан и иных лиц, не допустить, например, разжигания расовой или религиозной ненависти, пропаганды войны, открытого пренебрежения к нормам нравственности и т. п.

Для иностранных граждан в государстве пребывания устанавливаются изъятия не только из прав, но и из обязанностей собственных граждан. Общепринятым является, например, положение о том, что иностранные граждане освобождаются в государстве пребывания от обязанности нести военную службу. В РФ это положение закреплено в ст. 5 Закона об иностранцах 2002 г. С одной стороны, это правило объясняется соображениями государственной безопасности, а с другой — тем непреложным обстоятельством, что защита собственного государства есть обязанность его граждан. Наделение иностранных граждан воинской обязанностью противоречит принципам международного права и общепринятым международным обычаям. Иностранные граждане в РФ не несут и некоторых других обязанностей, вытекающих из принадлежности каждого гражданина своему государству.

Государства устанавливают также определенные ограничения для иностранных граждан в области передвижения по территории и выборе места жительства. Возможность установления таких ограничений предусмотрена международным правом (см., например, ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах). Так, при общем гарантировании свободы пребывания и передвижения в РФ иностранцы, тем не менее, подлежат более строгому учету (местному и централизованному). Временно проживающие иностранцы не могут по своему желанию изменить место жительство. Есть места, куда иностранцы не могут въезжать. Временно и постоянно проживающие в России иностранцы, выехавшие за пределы РФ на срок более 6 месяцев, рискуют тем, что разрешение на их проживание будет аннулировано, в то время как «гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ). Сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений, а также журналистам свобода передвижения обеспечивается на началах взаимности. Таким образом, в целом режим нахождения в стране иностранцев отличается от режима для собственных граждан.

Представляется, что ограничения в передвижении по территории РФ иностранным гражданам следует рассматривать как возложение на них определенных специфических обязанностей, обусловленных отсутствием у них гражданства российского государства.

В случае злостного нарушения правил пребывания в РФ, а также правил транзитного проезда через территорию нашего государства иностранные граждане привлекаются к ответственности.

За совершение правонарушений иностранные граждане привлекаются к уголовной и административной ответственности наравне с гражданами нашего государства (например, ст. 1.4 КоАП РФ). Вместе с тем отдельные вопросы реализации такой ответственности отличаются применительно к этой категории лиц определенным своеобразием. Так, за совершение административных правонарушений к ним может быть применен специфический вид ответственности — административное выдворение за пределы Российской Федерации (п.7 ч.1 ст. 3.2 КоАП РФ).

Возможность применения такой меры определяется отсутствием у иностранных граждан специфической правовой связи с государством пребывания. К российским гражданам этот вид административной ответственности применим быть не может.

Имеются определенные особенности правового регулирования общего правового положения иностранных граждан в РФ и в отраслевом законодательстве, в частности, в вопросах уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Так, все лица в РФ, в том числе и иностранные граждане (если они не обладают соответствующим иммунитетом), в случае совершения преступления привлекаются к уголовной ответственности по законам Российской Федерации. Но за преступления, совершенные вне пределов нашего государства, иностранные граждане подлежат ответственности по законам РФ только в случаях, если преступление направлено против интересов РФ, и в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (см.: ч. 3 ст. 12 УК РФ). Субъектами ответственности по некоторым составам преступлений в силу установленных для иностранных граждан изъятий на занятие ряда должностей и видов деятельности могут быть только граждане РФ (см., например: ст. ст. 275, 283, 284, 299, 300, 305 и др. УК РФ), и наоборот, отдельные нормы могут применяться только к иностранным гражданам и лицам без гражданства, т.е. лицам, не являющимся российскими гражданами (см., например: ст. 276 УК РФ).

В Российской Федерации существуют определенные различия между статусом иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории нашего государства, и статусом лиц, временно пребывающих в РФ. При этом иностранным гражданам, временно пребывающим на территории нашего государства, предоставляется более узкий круг прав.

Анализ установленных изъятий из правового статуса граждан Российской Федерации дает все основания говорить, что применительно к общему правовому статусу иностранных граждан в нашем государстве установлен и действует национальный принцип.

[1] Бюллетень нормативных актов. 2002. № 48.

[2] Курс международного права / Под ред. Ф.И. Кожевникова. М.: Междунар. отнош., 1972. С.185.

[3] Международное право / Под ред. Ф.И. Кожевникова. М.: Междунар. отнош., 1964. С. 300.

[4]  См.: Яворский В.Д. Правовое положение иностранцев в СССР: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Киев, 1977. С. 10.

[5] Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207; 2001. № 22. Ст. 2125.

[6] См.: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 152.

[7] Собрание законодательства РФ. 1997. №12. Ст. 1383; 1999. №28. Ст. 3483.

[8] Собрание законодательства РФ. 2002. №41. Ст. 3996.

[9] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №33. Ст. 1318; Собрание законодательства РФ. 1998. №10. Ст. 1143; 1999. №51. Ст. 6289; 2000. №49. Ст. 4740.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!