Административно-правовой статус граждан РФ

22 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Административно-правовой статус гражданина является частью общего правового статуса гражданина и относится к одному из видов отраслевых статусов.

В зависимости от особенностей административно-правового статуса можно выделить следующие виды граждан:

  • гражданин Российской Федерации;
  • лицо с двойным гражданством. Признается таковым при наличии международного   договора   Российской   Федерации   с   иностранным государством о наличии двойного гражданства;
    • иностранный гражданин;
    • лицо без гражданства;
    • беженец;
    • вынужденный переселенец.

Установить особенности деятельности в сфере государственного управления каждого из указанных видов можно посредством рассмотрения отдельных элементов их административно-правового статуса, к числу которых относятся: гражданство; административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность); основные права, свободы и обязанности граждан в сфере государственного управления; административно-правовые гарантии реализации и соблюдения прав и свобод граждан.

Статус гражданина основывается на его правовом контакте с государством. Этим предопределяется специфика формулировки статей законов: одни касаются любого человека, находящегося на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином; другие относятся только к гражданам Российской Федерации[1].

Гражданин Российской Федерации – лицо, имеющее гражданство Российской Федерации или приобретшее гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ».

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Административно-правовой статус граждан РФ в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в различных (конкретных) сферах управления. При этом нередко административно-правовые нормы связывают права и обязанности граждан с особенностями их положения в качестве абитуриентов, студентов, призывников, жителей административно-территориальных образований, водителей автотранспортных средств и других участников отношений в сфере публичного управления. Тем самым административно-правовой статус российских граждан представлен в настоящее время в большей степени как некая совокупность, лишенная системообразующего центра, отдельных фрагментов (модификаций) их административно-правового состояния в отношениях с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социального обеспечения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и т. п.

Основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации устанавливаются Конституцией, актами органов представительной власти. В формировании и, особенно, в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила (охоты, пожарной безопасности и т. д.).

Разнообразными нормативными актами органов исполнительной власти:

  • конкретизируются конституционные права и обязанности граждан;
  • первично предоставляются определенные права;
  • устанавливаются процедуры реализации прав и обязанностей;

- определяются   органы,   должностные   лица,   которые   обязаны

оказывать гражданам содействие при осуществлении прав и обязанностей.

Административная   правосубъектность   зависит   от ряда   факторов, среди которых С.Д. Хазанов выделил:

а) характер реализуемых гражданином субъективных публичных прав и обязанностей;

б) юридические   свойства   административных   правоотношений,   в которых реализуется правосубъектность;

в) наличие правосубъектности иной отраслевой принадлежности.

Правосубъектность, как уже отмечалось выше, включает три основных структурных элемента:

во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность);

во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность);

в-третьих, способность гражданина нести правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями.

Административная правоспособность — это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права. Частично она возникает с момента рождения (право на постановку в очередь на получение жилой площади, на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение лекарствами). Будучи в принципе равной, административная правоспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и других демографических факторов. В качестве примера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья и ряда иных факторов. О влиянии на административную правоспособность даже такого признака, как национальность лица, свидетельствуют нормы Федерального закона "О гарантиях прав малочисленных народов в Российской Федерации". В частности, в нем закреплено право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Влияет на правоспособность также рост лица. Лица, рост которых менее 150 см, не призываются на военную службу, им не предоставляются права на управление автобусами и т. д.

На осуществление административной правоспособности влияют разнообразные фактические обстоятельства, наличие которых порождает у граждан соответствующие субъективные права и обязанности.

Например, законом предусмотрены условия, при наличии которых гражданин приобретает право на альтернативную военную службу. Подобные обстоятельства влияют и на содержание административной правоспособности. Например, студенты негосударственных вузов могут не иметь права на отсрочку от призыва в армию.

Связь реализации административной правоспособности с теми или иными реальными обстоятельствами обусловлена необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья, наиболее правильного использования способностей и активности граждан в социальной деятельности.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением   уголовного   или   административного   правонарушения,   за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений.

Таким образом, главные особенности административной правоспособности следующие: она регулируется нормами административного права, ее содержание состоит в регламентации правовых способностей индивидов в отношениях с субъектами государственной исполнительной власти, у конкретных лиц она возникает с момента рождения, для разных лиц она неодинакова по объему.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами.

Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.

Административная дееспособность граждан России возникает позднее правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособность. Ее частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица.

Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе направить лицо, которому исполнилось 11 лет, в специальную школу. Полная административная дееспособность наступает с восемнадцатилетнего возраста.

На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые отношения. В таких отношениях граждане могут выступать стороной, обязанной выполнять обращенные к ней административно-правовые нормы и основанные на них требования, исходящие от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (например, обязанность соблюдать правила дорожного движения); стороной, вступающей в правоотношения, связанные с реализацией принадлежащих ей законных прав (например, с заявлением о назначении пенсии) или их охраной (подача жалобы).

Рассмотренные элементы административной правосубъектности (административные правоспособность и дееспособность) являются преимущественно научными категориями и не получили обстоятельного закрепления в действующем законодательстве. Исключение составляет лишь административная деликтоспособность граждан РФ, которая применительно к ответственности за административные правонарушения урегулирована исчерпывающим образом. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях[2] гражданин признается деликтоспособным при условии, что он достиг к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Административная правосубъектность может быть общей и специальной. Соответственно следует различать общий и специальный административно-правовой статус. Каждое лицо обладает общим статусом, который во многом равен для всех, и в то же время может быть субъектом одного или нескольких специальных статусов (студента, работника милиции, жителя закрытого города и т. д.). Во многих случаях специальная (ролевая) правосубъектность просто дополняет общую. Но между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специальный статус влияет на общий, ограничивая, видоизменяя его. Например, статус военнослужащего влияет на такие общие права, как право на образование, на участие в управлении, на жалобу, на свободу передвижения, выбор местожительства.

Необходимым условием, на котором обосновывается административно-правовой статус гражданина, являются права и обязанности граждан РФ в сфере государственного управления.

Нормы Конституции РФ являются нормами прямого действия, но для того, чтобы реализовать принадлежащие гражданину права и выполнить возложенные на него обязанности, необходимо дальнейшее развитие конституционных норм в текущем законодательстве, регламентирующем возможность и режим осуществления прав, свобод и обязанностей гражданина.

Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы:

а) статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина РФ за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.;

б) адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться. Они делятся:

-    на   личные   (личная   неприкосновенность,   неприкосновенность частной жизни);

  • социально-экономические (право частной собственности, право на незапрещенную законом предпринимательскую деятельность и др.);
  • социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и др.);

- социально-культурные     (право     на     свободу     литературного, художественного творчества, на участие в культурной жизни и др.);

-  политические права и свободы (право на свободу слова, право проводить собрания, митинги и т. д.).

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются, прежде всего, следующие права, свободы и обязанности:

  1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В результате гражданин может стать соучастником либо непосредственным субъектом управленческой деятельности. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе. В установленных случаях гражданин на договорных началах может быть представителем государства в органах управления коммерческих организаций, в уставном капитале которых имеется доля государственной собственности.

При этом понятие участия в управлении «делами государства» является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует, прежде всего, активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

Это право носит универсальный комплексный характер, отдельные авторы считают это даже не правом, а принципом правового статуса человека и гражданина, лежащим в основе всего комплекса политических прав и свобод.

  1. Для реализации следующей группы прав граждан РФ необходима активная деятельность самих граждан и, как минимум, — содействие исполнительной власти должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право:

а)   на   проведение   собраний,   митингов,   демонстраций   и   других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ). Также существует ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[3], который     направлен     на     обеспечение     реализации     установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

б)  право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).

Право на объединение сформулировано как право человека, а не только гражданина (поскольку такое право имеет каждый). Исключение составляет право на вступление в политические партии, членами которых согласно Федеральному закону "О политических партиях" могут быть лишь граждане Российской Федерации[4].

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественное объединение для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений;

в) право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Различают три вида обращений граждан:

  1. Предложение – это привлечение внимания   к   несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения.
  2. Заявление – обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.
  3. Жалоба – обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина;

г)     право   на   возмещение   государством   вреда,   причиненного незаконными   действиями   (или   бездействием)   органов   государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Наступление имущественной ответственности предполагается, во-первых, за вред, причиненный не только незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, но и любых   других   государственных   органов,   а   также   органов   местного самоуправления и их должностных лиц; во-вторых, предусмотрено, что под незаконными действиями понимаются не только действия в области административного управления, но и издание актов.

  1. Следующие права и обязанности граждан в сфере государственного управления также можно выделить в группу. Они характерны тем, что их реализация требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения.

а) Право граждан на свободу и личную неприкосновенность.          Неприкосновенность может быть как физическая (жизнь, здоровье человека), так и моральная, духовная (честь, достоинство личности).

Право на свободу и личную неприкосновенность обеспечивается государственными институтами. Уровень реализации права на свободу и личную неприкосновенность, его защиты и гарантированности нормами права является важным показателем демократизации общества, служит необходимой предпосылкой становления и формирования правового государства. Поэтому государство и все его институты должны быть заинтересованы в том, чтобы были реализованы права и свободы личности.

б) Неприкосновенность жилища.

Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан. Каждый человек имеет право на обособление, уединение в занимаемом им и его близкими помещении. Все, что происходит в жилище, не может быть предано гласности без согласия заинтересованных лиц. Неприкосновенность жилища представляет собой одно из проявлений права на неприкосновенность частной жизни. Неприкосновенны личные бумаги, дневники и иные материалы, хранящиеся в жилище. Тайна всего происходящего в жилище гарантируется принципом его неприкосновенности.

в) Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным законом.

  1. В административно-правовом статусе гражданина РФ важное место занимает свобода передвижения и переселения. Свобода передвижения, конечно, имеет экономическое содержание. Она связана с рынком труда, свободным предложением услуг рабочей силы. Это один из основных принципов буржуазной системы организации труда. Пролетариат, создаваемый капиталистической системой хозяйствования, не может предложить ничего, кроме рабочих рук. Государственные границы и границы интересов (наций, групп) мешают свободе перераспределения рабочей силы, мешают капиталистическому рынку труда, основанному на конкуренции. Однако любое буржуазное современное государство довольно жестко регулирует и ограничивает свободу предложения рабочей силы.

Для правильного понимания значения этих и иных конституционных прав для реальной жизни людей необходимо иметь в виду, что:

во-первых, права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но понимание "меры", "необходимости", "целей" может быть различным и всегда привязано к их пониманию заинтересованными властными структурами;

во-вторых, закрепление ряда прав сопровождается бланкетными нормами, предусматривающими издание закона, регламентирующего возможность и режим их осуществления (например, случаи проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц, перечень сведений, составляющих государственную тайну, и т. д.), определяется федеральными законами;

в-третьих, ограничение некоторых прав возможно на основании судебного решения (например, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. д.); но такие решения в свою очередь должны быть основаны на законе;

в-четвертых, многие права закрепляются без подобных оговорок, однако их осуществление будет невозможно без издания закона, устанавливающего режим и механизм их осуществления (например, право на передвижение, право на объединение, право на благоприятную окружающую природную среду и др.);

в-пятых, ряд положений Конституции РФ, посвященных правам, в действительности представляют собой декларации, провозглашающие цели, к которым необходимо стремиться[5].

Граждане Российской Федерации, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция РФ акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан. К ним Конституция РФ относит обязанность платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам; защищать Отечество. Этот весьма ограниченный круг обязанностей в действительности гораздо многообразнее в силу того, что обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов. Законность и правопорядок предполагают, чтобы граждане не только в полной мере могли использовать данные им права и свободы, но и с наилучшим результатом выполняли свои обязанности.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

В систему административного права входит значительное число норм, устанавливающих правовой режим охраны собственности, пользования природными ресурсами, охраны окружающей среды, сохранения культурных ценностей, образования, охраны здоровья. Видное место занимают нормы, касающиеся охраны общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с антиобщественными поступками. Соблюдение их является важнейшей обязанностью граждан.

Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу.

[1] Хаманева Н.Ю. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина. //Административно-правовой статус гражданина/ Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Институт государства и права Российской академии наук, 2004. С. 7.

[2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. (по состоянию на 1 марта 2005г.) Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. с.319. (Кодексы и законы России).

[3] Федеральный закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004г. №54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. №25. Ст. 2485.

[4] Федеральный закон РФ «О политических партиях» от 11 июля 2001г. № 95-ФЗ (с послед. изм. от 20 декабря 2004г. №168-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №29. Ст. 2950.

[5] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Указ. соч. С. 81.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!