Административно-правовой статус государственных служащих

22 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

По своей сути правовой статус государственных служащих – это определенная нормами права совокупность прав, обязанностей, социально-правовых гарантий, правовых ограничений, ответственности, выражающая установленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения лиц, исполняющих должностные обязанности в области государственно-служебных отношений. С изменениями характера этих отношений меняется и правовой статус государственного служащего (например, повышение, понижение в должности, временное исполнение обязанностей).

В качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего. Установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» права государственного служа­щего можно разделить на три группы:

1) права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту;

2) права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;

3) права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего.

К первой группе прав государственного служащего относятся:

а)  ознакомление с должностным регламентом и иными документами,
определяющими   его   права   и   обязанности   по   замещаемой   должности гражданской   службы,   критериями   оценки   эффективности   исполнения  должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной  служебной  деятельности  и  условиями  должностного
роста;

б) ознакомление  с  отзывами  о  его  профессиональной  служебной
деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

в) проведение по его заявлению служебной проверки;

г) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе,
включая обжалование в суд их нарушения;

д) защиту сведений о гражданском служащем;

е) право на обращение государственного служащего в соот­ветствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

Вторая группа прав государственного служащего включает:

а)   обеспечение  надлежащих  организационно-технических  условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

б)  получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых  для  исполнения  должностных  обязанностей,  а также  на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

в)  доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную   тайну,   если   исполнение   должностных   обязанностей связано с использованием таких сведений;

г)  доступ   в   установленном   порядке   в   связи   с   исполнением
должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

д)  принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

е) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Третью группу прав государственного служащего составляют:

а)  должностной рост на конкурсной основе;

б)  медицинское    страхование    в    соответствии    с    настоящим
Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

в) членство в профессиональном союзе;

г)  оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим
Федеральным     законом,     иными     нормативными     правовыми     актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

д)  отдых,       обеспечиваемый       установлением       нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и   нерабочих   праздничных   дней,   а   также   ежегодных   оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

е)  государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

ж)    государственное   пенсионное   обеспечение   в   соответствии   с федеральным законом.

Государственному служащему могут компенсироваться расходы в связи с его служебными командировками, связанные с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы.

Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в установленном законами порядке жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целях возложения на него соответствующих должностных обязанностей. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей, а также нарушение ими правил установленных административных процедур являются основаниями возникновения их конфликтов с гражданами.

Круг общих (основных) обязанностей государственного служащего сводится к следующему.

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные  нормативные правовые  акты  субъектов  Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2)  исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.   Гражданский   служащий  не  вправе   исполнять  данное  ему неправомерное     поручение.     При     получении     от     соответствующего руководителя     поручения,    являющегося,     по    мнению    гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной  форме  обоснование неправомерности  данного  поручения  с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя  подтверждение  этого  поручения  в  письменной  форме.  В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения;
соблюдать  при  исполнении должностных  обязанностей  права и законные интересы граждан и организаций;
соблюдать служебный распорядок государственного органа;
поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7)  не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения,    касающиеся    частной    жизни    и    здоровья    граждан    или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9)  представлять     в     установленном     порядке     предусмотренные
федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения  о  полученных  им  доходах  и  принадлежащем  ему  на  праве собственности  имуществе,  являющихся  объектами  налогообложения,  об обязательствах имущественного характера;
сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении    гражданства   другого   государства   в   день   выхода   из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному   поведению,   не   нарушать   запреты,   которые   установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту    интересов,    принимать   меры   по    предотвращению   такого конфликта.

Законодательством установлены две группы ограничений, связанных с государственной службой. К первой группе относятся ограничения, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу:

1)  в случае признания  его  недееспособным  или  ограниченно  дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных    обязанностей    по    должности    государственной    службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну,    если    исполнение    должностных    обязанностей    по    должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой   гражданским   служащим   должности   гражданской   службы связано с использованием таких сведений;

4)      наличия     заболевания,     препятствующего     поступлению     на гражданскую службу или ее прохождению, и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья,
сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим,  если  замещение должности  гражданской  службы  связано  с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8)    представления   подложных   документов   или   заведомо   ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9)  непредставления     установленных     законом      сведений     или представления заведомо ложных  сведений  о доходах,  об  имуществе и обязательствах имущественного характера.

Ко   второй   группе   относятся   ограничения,   установленные   для государственного служащего в связи с прохождением гражданской службы:
участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой   организацией,   за   исключением   случаев,   установленных федеральным законом;
замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в)    избрания    на   оплачиваемую    выборную    должность   в   органе профессионального  союза,  в том числе  в  выборном  органе  первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
осуществлять предпринимательскую деятельность;
приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
быть поверенным или  представителем  по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
получать   в   связи   с   исполнением   должностных   обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов  и  иные  вознаграждения).   Подарки,   полученные  гражданским служащим   в   связи   с   протокольными   мероприятиями,   со   служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

7) выезжать в  связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей,  средства материально-технического  и  иного  обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям  конфиденциального  характера,  или  служебную  информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе   в   средствах   массовой   информации,   в   отношении   деятельности государственных     органов,     их     руководителей,     включая     решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды,   почетные   и   специальные   звания   (за   исключением   научных) иностранных     государств,     международных     организаций,     а     также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12)    использовать    преимущества    должностного    положения    для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13)  использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
создавать  в  государственных  органах  структуры  политических партий,      других      общественных      объединений      (за      исключением профессиональных  союзов,  ветеранских  и  иных  органов  общественной самодеятельности)    и    религиозных    объединений    или    способствовать созданию указанных структур;
прекращать   исполнение   должностных   обязанностей   в   целях урегулирования служебного спора.

В сфере государственной службы особое место занимают поощрение (стимулирование) и ответственность государственных служащих.

Общими основаниями для поощрения государственного служащего являются:

1)  успешное, качественное и    добросовестное    исполнение должностных обязанностей;

2)    признание заслуг государственного служащего (особые отличия при прохождении государственной службы);
продолжительная и безупречная служба;
выполнение заданий особой важности и сложности;
проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей.
Поощрение может быть индивидуальным (поощрение конкретного лица) и коллективным (поощрение коллектива, нескольких лиц), а по содержанию — моральным, материальным или смешанным, т. е. включающим как моральные, так и материальные элементы.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение   ими   своих   должностных   обязанностей.   Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основная ответственность государственных служащих – дисциплинарная ответственность (за совершение должностного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников).

Противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным (дисциплинарным) проступком.

Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо), применивший взыскание, может снять его до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа) и (или) оспорить в суде.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285–293 УК РФ). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение с должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего – должностного лица – права занимать соответствующие государственные должности.

Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти. Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!