Административная (классическая) школа управления

18 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

На базе достижений школы научного управления, в которых акцент был направлен на повышение эффективности труда рабо­чих, разработчики способов административного управления сосре­доточили основное внимание на выработку подходов к совершен­ствованию собственно управления предприятием в целом.

Становление классической (административной) школы управ­ления (1920 г.) связано с именем французского менеджера, исследо­вателя Анри Файоля, около 60 лет проработавшего в компании по переработке угля и железной руды. Предметом изучения Файоля была управленческая деятельность, успех которой, по его мнению, был связан с правильной организацией и осуществлением своей ра­боты. Его считают отцом менеджмента, им разработана «теория ад­министрации», благодаря которой начали вырабатываться подхо­ды к совершенствованию управления организацией в целом. Целью административного менеджмента было создание универсальных принципов управления. Эти принципы сводились к следующему:

• разделение организации на подразделения по функциям. Ос­новными считались финансы, производство и маркетинг;

• .организационная структура должна быть построена по прин­ципу единоначалия, согласно которому каждый человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться толь­ко ему.

Всего Анри Файоль применительно к деятельности высшего звена управления сформулировал 14 принципов.

Принципы управления А. Файоля

Принцип Содержание принципа
1 2
1. Разделение труда Позволяет уменьшить число объектов, на ко­торых концентрируется внимание каждого участника управленческого процесса, приме­ним к любому труду, выполняемому значи­тельным количеством людей и требующему разнообразных способностей.
  1. Власть  и  ответ­ственность
Они взаимосвязаны: власть, право отдавать приказы и сила, требующая повиновения, бывает официальной/должностной или личной. Ответственность требует, мужества, и ее боятся в такой же мере, как и ищут вла­сти. Боязнь ответственности парализует инициативу.  
3. Дисциплина Дисциплина полагает повиновение. Стремле­ние руководства организации к повышению благосостояния работников не исключает воз­можность применения санкций к нарушите­лям дисциплины.  
4. Единство распоряже­ния (единоначалие) При любом роде деятельности работник дол­жен получать приказы только от одного вы­шестоящего лица.  
5. Единство дирек­ции Сущность этого принципа заключается в том, что в организации должен быть единый глава и единый план работ.  
  1. Подчиненность личных интересов об­щим
Интересы одного человека или группы работ­ников не должны быть выше интересов всей организации.  
7. Вознаграждение персонала Вознаграждение персонала — это цена оказы­ваемых им услуг. Она должна быть справед­ливой и приносить удовлетворение как работ­нику, так и нанимателю.  
8. Централизация В любом организме должен быть мозг (управ­ленческий центр). Проблема централизации или децентрализации заключается в опреде­лении их правильного сочетания.  
9. Скалярная цепь Скалярная цепь — это степень подчинения, на­чиная от верхних эшелонов иерархии и закан­чивая низшими ее звеньями. Власть прокла­дывает себе путь через каждое звено этой цепи.  
10. Порядок Данный принцип предусматривает, что в орга­низации должно быть рабочее место для каж­дого работника и каждый работник должен быть на своем рабочем месте.
11. Справедливость Руководитель организации должен старать­ся вселить дух справедливости на всех уров­нях скалярной цепи. Только в этом случае пер­сонал будет заинтересован в выполнении сво­их обязанностей с полной отдачей и предан­ностью организации.
  1. Стабильность пребывания персона­ла в должности
Работнику требуется определенное время для овладения приемами работы на должном (не­обходимом) профессиональном уровне, соот­ветствующем его должности.
13. Инициатива Разработка плана и обеспечение его успеш­ной реализации. При этом инициатива все­гда должна быть вознаграждена при положи­тельном результате-ее реализации (независи­мо от того, где будет находиться автор этой инициативы в это время). Такой подход в оценке инициативы придает организации силу и энергию.
14. Корпоративный дух Гармония между членами персонала являет­ся силой организации.

По мнению Файоля, принципы управления — это маяк, помо­гающий ориентироваться в решении организационных управлен­ческих задач. Он обобщил операции, которые производятся на пред­приятиях любой сложности и являются взаимосвязанными. Опе­рации: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учет­ные, административные.

В отличие от технократов Файоль не склонен был преувеличи­вать роль технических знаний в менеджменте. Несомненной заслу­гой Файоля является выделение им менеджмента в особый объект исследования.

Другим выдающимся представителем и популяризатором клас­сической школы является Л. Урвик, который признавал необходи­мость «соответствия людей структуре». В трактовке Урвика адми­нистративная деятельность включает следующие семь элементов: планирование, организация, укомплектование штата, руководство, координация, отчетность, составление бюджета.

Основной вклад представителей классической школы в теорию менеджмента состоит в том, что они:

• сформулировали управление как универсальный процесс, со­стоящий из нескольких взаимосвязанных функций;

• изложили основные принципы управления;

• сформулировали систематизированную теорию управления всей организацией, выделив управление как особый вид деятель­ности.

Недостатком разработок классической школы управления яв­ляется попытка поднять эффективность производства в обход че­ловека, за счет выполнения бюрократических административных процедур по управлению формальной стороной предприятия. На определенном этапе бюрократическая модель управления в своем классическом виде оказалась тормозом в повышении его эффектив­ности. В этой системе управления имидж работника и его вознаг­раждение определялись не результатами .труда, а должностным уровнем, который он занимал на предприятии.

В тоже время вклад классической школы в теорию управления трудно переоценить. Он позволил упорядочить власть и производ­ственные процессы, обеспечив их строгую регламентацию.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!